Общество

Организатор скандальной выставки к 150-летию Ленина: «Художник не может оставаться в прошлом» (18+)

Мы встретились с председателем «Творческого союза художников» Сергеем Клещиковым. Для нашего корреспондента он провел экскурсию по выставке, посвященной Владимиру Ильичу
Организатор выставки "Ленин Владимир Ильич", председатель Брянского отделения Творческого союза художников Сергей Клещиков.

Организатор выставки "Ленин Владимир Ильич", председатель Брянского отделения Творческого союза художников Сергей Клещиков.

Фото: Марина АНТОНОВА

Выставка к 150-летию вождя мирового пролетариата должна была открыться еще в апреле 2020-го. Но помешал коронавирус. Открытие перенесли на 7 ноября.

До новогодних праздников о выставке мало кто слышал. Но попались фотографии работ брянских художников коммунистам, которые воспринимают Ленина исключительно как культовую фигуру. И тут началось…

«Омерзительная пошлость!», «Методы современной антисоветской пропаганды!», «Какое время, такие и выставки», «Брянск глумится над создателем сверхдержавы Владимиром Ильичом Лениным...» - заполонили соцсети комментарии-лозунги. И детей не забыли: кто ж подумает о детях?

Благодаря такой реакции выставку, хоть и заочно, посмотрело огромное число людей. Не только в Брянске и не только в России. С таким размахом день рождения Ленина в этом году никто не отмечал. Владимир Ильич должен был не раз в мавзолее перевернуться.

Вот что говорит про выставку ее организатор брянский художник Сергей Клещиков:

- Я предложил нашим художникам подумать над образом Ленина: что он значит для нас сейчас, Это сложная задача, с ней справились далеко не все. Я сам пересмотрел отношение к Владимиру Ильичу. Я был в Мадриде в центре современного искусства, первый этаж в нем полностью отдан под русский авангард. И в значительной части работ присутствовал образ Ленина. Я задумался: почему так? Можно по-разному к нему относиться. Но, как ни крути, из истории его фигуру уже не вычеркнуть. Он создатель великого государства. В нашей стране было два периода отношения к Ленину. Первый – это памятники в каждой деревне. А после – грязью поливали. Я обратился к художникам и попросил подумать, поразмышлять и в своем произведении высказать свою точку зрения.

Мы решили перед закрытием увидеть картины своими глазами, послушать художников и сохранить память об этой неоднозначной выставке.

«Вот так-то, батенька». Автор: Сергей Клещиков.

«Вот так-то, батенька». Автор: Сергей Клещиков.

Фото: Марина АНТОНОВА

- Эту работу я выставил в соцсетях по случаю Кровавого воскресенья 9 января, - рассказывает художник. – Я в ней высказал свое мнение. Оно, конечно, может кому-то не понравиться. Считаю, что Николай II предал свою страну. А Ленин на картине – настоящий денди. Он стоит на «черном квадрате». Русский авангард, как направление в искусстве, признано во всем мире. Ленин тоже был авангардистом, только в политике.

. «Хочешь жни, не хочешь куй». Автор: Владимир Бурдин.

. «Хочешь жни, не хочешь куй». Автор: Владимир Бурдин.

Фото: Марина АНТОНОВА

- Серп и молот в супрематизме. Современное прочтение советских символов.

В. И. Ленин. Автор: Сергей Клещиков.

В. И. Ленин. Автор: Сергей Клещиков.

Фото: Марина АНТОНОВА

«Вова и Надя». Автор: Александр Коньков.

«Вова и Надя». Автор: Александр Коньков.

Фото: Марина АНТОНОВА

«Ленин на Болве». Автор: Олег Селиверстов.

«Ленин на Болве». Автор: Олег Селиверстов.

Фото: Марина АНТОНОВА

- Ленин никогда у нас не был, - говорит Сергей Клещиков. – Но ничто не мешает художнику пофантазировать. Памятник Ленину в Бежице перед ДК БМЗ – а позади огромные дома, такие бы, скорее всего, построили бы, если бы Владимир Ильич оставался у власти.

«Последний взгляд». Автор: Сергей Клещиков.

«Последний взгляд». Автор: Сергей Клещиков.

Фото: Марина АНТОНОВА

- Эта картина была навеяна последней фотографией Ленина при жизни, - рассказывает автор. – Меня поразило в ней, что исчез знаменитый ленинский прищур. Человек уходит из жизни, и как будто в последний раз старается разглядеть этот мир, запомнить его, возможно, доделать последние дела, – поэтому у него так широко раскрыты глаза.

На тарелках – вполне приличный Ленин, каким его привыкли видеть люди старшего поколения. Автор: Сергей Клещиков.

На тарелках – вполне приличный Ленин, каким его привыкли видеть люди старшего поколения. Автор: Сергей Клещиков.

Фото: Марина АНТОНОВА

«Ленин». Автор: А. Клинцов.

«Ленин». Автор: А. Клинцов.

Фото: Марина АНТОНОВА

- Мама художника сказала, что если он плохо Ленина нарисует, домой не пустит, - шутит Клещиков. – Вот он и постарался. Тут Ленин – настоящий вождь, наверное, рядом – другие революционеры.

«Нежный шепот». Автор: Роман Рудаков.

«Нежный шепот». Автор: Роман Рудаков.

Фото: Марина АНТОНОВА

- Это провокация, и на нее зрители клюнули, - признается Сергей Сергеевич.

- Я считаю, что грань дозволенного не преступил, - добавляет автор Роман Рудаков. – Моя работа – это карикатура на раболепие и идолопоклонничество.

«Вождь». Автор: Сергей Клещиков.

«Вождь». Автор: Сергей Клещиков.

Фото: Марина АНТОНОВА

- Здесь Ленин – вождь, стремительный, решительный, есть характер – даже я поместил его в багетовую раму, хотя обычно не использую их.

«Апокалипсис 1917». Автор: Виктор Лапонов.

«Апокалипсис 1917». Автор: Виктор Лапонов.

Фото: Марина АНТОНОВА

- У автора негативное отношение к личности Ленина, он выразил это в своей работе.

«Диспут». Автор: Владимир Бурдин.

«Диспут». Автор: Владимир Бурдин.

Фото: Марина АНТОНОВА

- Владимир высказал, наверное, самое актуальное, принятое в нашем обществе, отношение к фигуре вождя.

Выставку к 150-летию Ленина пора закрывать. Она проработала в выставочном зале на улице Ростовской два месяца. Следующая на очереди - выставка детских рисунков, учащихся школы искусств в Дятькове. Она посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

- Искусство всегда должно быть правдивым, - заключил Сергей Сергеевич. – Рядом с художником никогда не должен стоят цензор: от православных, от мусульман, от коммунистов, от либералов… Это невозможно. Есть стереотипы в изображении Ленина – Владимир Ильич на фоне знамен с вытянутой рукой. Для нас он уже не такой. Художник не может оставаться в прошлом, он всегда впереди. На выставке мы показали, какое разное отношение может быть к этой исторической личности.

Следите за новостями Брянска в «ВКонтакте», «Фейсбуке», «Твиттере» и «Одноклассниках».

Рекомендуемые