Почему производители шин не готовы платить экологический сбор?
КАК СИСТЕМА РАБОТАЕТ СЕЙЧАС
Для начала разберемся, что такое «расширенная ответственность производителя» (РОП).
Это механизм деятельности производителей и импортеров, согласно которому они участвуют в переработке товара, который производят или ввозят в Россию.
Законодательно принцип РОП в нашей стране введен с 1 января 2015 года. При его разработке за основу был взят опыт европейских стран, где самостоятельное исполнение «расширенной ответственности производителя» - основная практика для построения качественной системы утилизации отходов.
Компания может сделать это несколькими способами - самостоятельно или с помощью государства. Для самостоятельной реализации РОП бизнесу можно: использовать мощности собственных производств; заключить договор с компанией-переработчиком напрямую; заключить договор с переработчиком через отраслевую ассоциацию.
Если производитель или импортер отказывается сам обеспечивать РОП, то ему нужно заплатить в государственный бюджет экологический сбор, который рассчитывается по нормативам утилизации конкретных видов товаров.
Что предлагает Министерство природных ресурсов и экологии России
В начале октября 2019 года Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации предложило усовершенствовать к началу 2020 года существующий механизм РОП. В частности: ввести пятилетний мораторий на самостоятельное исполнение «расширенной ответственности производителя» (кроме собственных мощностей), обязав бизнес платить экологический сбор. Необходимость внесения этих поправок в закон со стороны Минприроды объясняется тем, что 90 процентов производителей и импортеров якобы не исполняют обязательства и подделывают справки об утилизации своей продукции без ее реальной переработки.
У нас в гостях исполнительный директор «Экошинсоюза» Сергей ПОДОЙНИКОВ.
МЫ ДЕЛАЕМ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ ПРОДУКТ
- Почему против нововведения природоохранного ведомства выступают такие уважаемые бренды?
- Новая концепция, которую разработало Минприроды, содержит в себе несколько пунктов, которые вызывают нашу серьезную обеспокоенность. Основной - это мораторий на существующие сегодня прямые договоры, чтобы все деньги в виде экосбора шли государству и далее «Российскому экологическому оператору». Еще можно самим перерабатывать, но это бессмысленно - нигде в мире в шинной отрасли продукты переработки не идут обратно в новые покрышки.
- А разве нельзя взять изрезанную в крошку шину и запустить ее снова в процесс?
- До того, как я увидел, как производятся шины, я бы задал такой же вопрос. С точки зрения обывателя, покрышки кажутся достаточно простым продуктом. На самом деле шина состоит из множества слоев, причем каждый отвечает за свои задачи, у каждого свой набор материалов, тип каучука и так далее.
Сегодня это уже настолько высокотехнологичный продукт, что производители опасаются брать крошку, которая произведена из утилизированных шин. И делается это для нашей же с вами безопасности, чтобы у нас колесо не взорвалось где-то на дороге на скорости за 100 километров в час. Поэтому мы можем работать только с теми предприятиями, которые утилизируют шины и производят из них какие-то другие продукты с иным рынком сбыта.
- То есть инициатива Минприроды запрещает вам работать напрямую с перерабатывающими предприятиями?
- Да, в новой концепции стоит строгий пятилетний запрет на то, чтобы можно было самостоятельно заключать договоры с уже работающими переработчиками, утилизаторами, которые собирают изношенную резину.
- Что это принципиально меняет?
- Исчезает возможность контроля, куда идут эти деньги. А для нас это важно. Потому что, будучи ответственными предприятиями, члены «Экошинсоюза» требуют отчет за то, что сделали переработчики. У нас с ними есть свои программы поддержки и развития, чтобы мы каждый год неуклонно повышали процент переработки отработанных покрышек.
Исчезает рыночная конкуренция, так как оператор будет сам решать, кому и сколько денег направить. Это напоминает монополию, не находите?
Исполнительный директор «Экошинсоюза» Сергей Подойников - генеральному директору ООО «Континентал Калуга» Георгию Ротову: «Это приведет к деградации системы и монополизации рынка переработки».
Фото: РИА Новости
ВСЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВЫПОЛНЯЮТСЯ
- Тогда зачем Минприроды вносит инициативу моратория, как вы считаете?
- Аргументы, которые мы слышим от сторонников запрета, - их два. Первое, что якобы выписываются липовые справки об утилизации, когда за документами стоят надуманные объемы утилизации. И второе - то, что бизнес так и не пошел в переработку.
- Как? Вы же заключаете прямые договоры на утилизацию...
- В том-то и дело, что эти два аргумента нам совершенно не ясны. Во-первых, мы не видим подтверждения наличия липовых справок. Нет ни одного судебного дела, ни одного отзыва лицензии у утилизатора, который обманывает государство и своих заказчиков. Второй аргумент в нашей ситуации тоже не работает: мы утверждаем, что 95 процентов предприятий шинной отрасли прислушались к принципам «расширенной ответственности производителей» и исполняют свои обязательства по утилизации продукции. «Экошинсоюз» - это ассоциация, представляющая около половины рынка, поэтому мы в курсе ситуации.
- Что вы можете предложить Минприроды для улучшения ситуации?
- Одно из наших конструктивных предложений - это категоризация отходов. Мы понимаем, что в данном случае, если причесывать всех под одну гребенку, то законодательная инициатива может позитивно отразиться на одном виде отходов, а другой категории может навредить.
В развитых странах насчитывается от 5 до 12 категорий отходов, для каждой из которых существует свой подзаконный акт, свои определенные нормативы. И шины во всех этих странах рассматриваются отдельно от прочего мусора. Еще обычно отдельно идет электроника, батареи, аккумуляторы, газобаллонное оборудование, упаковка. Их выделяют в отдельные сегменты и для них существует специальное регулирование.
НАША ПРОДУКЦИЯ ПОДОРОЖАЕТ
- У нас в год продается 45 - 50 миллионов шин в стране. А сколько отходов образуется, какой масштаб бедствия?
- Экспертные оценки говорят о том, что в год образуется от 600 до 800 тысяч тонн шин, утилизируется из них примерно 15 процентов.
- Bridgestone и Continental оценили потери от моратория примерно в 200 миллионов рублей дополнительных затрат. То есть прямые договоры дешевле?
- Конечно! Экосбор во всех западных странах платят те компании, которые не хотят ничего делать, искать переработчиков, развивать утилизацию. Это как в квартире: если счетчик не поставил на горячую и холодную воду, то платишь дороже по общему тарифу…
- Если вырастет себестоимость, то насколько вырастут цены на шины в магазинах?
- Рост цен затронет практически все группы, все отрасли народного хозяйства. По нашим оценкам, шины подорожают на 4 процента, на другие группы товаров рост существенно больше - в РОП участвует 54 группы товаров, и рост цен на некоторые из них может составить более 10 - 15 процентов, ведь это имеет кумулятивный эффект.
СПРАВКА «КП Капитал»
Учредители отраслевого союза - это шесть мировых брендов, которые представляют девять компаний на территории России. Бренды, всем нам известные, - Bridgestone, Continental, Hankook, Michelin, Nokian Tyres, Yokohama.