Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Есть работа!25 июня 2018 15:10

Круглый стол: «Высококвалифицированные рабочие профессии: как развивать кадры на благо экономики?»

20 июня в редакции "КП" состоялся круглый стол, посвященный вопросам рынка труда рабочих кадров
Источник:kp.ru

Как проходит в России модернизация среднего профессионального образования (СПО)?

Как изменилась система финансирования СПО за последнее время?

Какие специальности будут востребованы в ближайшие годы?

Какие рабочие специальности сегодня наиболее востребованы на рынке труда?

Какие рабочие специальности находятся на грани вымирания?

Как повлияет создание искусственного интеллекта на рынок труда?

Как убедить школьников в том, что обучение в колледже может дать хороший старт жизни и карьере?

Эти и много других вопросов обсудили эксперты на круглом столе, прошедшем в Издательском доме «Комсомольская правда» 20 июня в рамках проекта «Рабочий? Класс!». Темой мероприятия стал актуальный вопрос рынка рабочих кадров: «Высококвалифицированные рабочие профессии: как развивать кадры на благо экономики?». В круглом столе приняли участие:

советник министра экономического развития и торговли Юлия Алферова;

заместитель директора департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства просвещения РФ Алексей Левченко;

член Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы РФ Алексей Веллер;

бизнесмен, член Федерального Совета Партии Дела Андрей Бережной;

директор Института актуальной экономики Никита Исаев;

руководитель проектов Агентства стратегических инициатив Евгений Колганов;

заместитель руководителя проекта «Атлас новых профессий», созданного под эгидой АСИ и Фонда «Сколково», Евгений Виноградов;

президент Фонда поддержки социальных проектов «Образование – обществу» Лидия Фролова;

начальник Центра развития профессионального образования Московского политехнического университета, кандидат медицинских наук Алексей Овчинников;

заместитель директора ФГБУ «Роспредприниматель» Федор Стрыгин;

заместитель технического директора Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Олег Базер.

Модератором мероприятия выступил популярный радиоведущий Радио «КП» Михаил Антонов.

За полтора часа участники форума обсудили проблему нехватки высокотехнологичных рабочих мест в России, пути повышения престижа и популярности рабочих профессий, а также дали прогноз развития среднего специального образования в России.

Прямая речь:

Алексей Левченко:

– За последние годы динамика и тенденция к увеличению поступающих в систему СПО очевидна. Около девятисот с половиной тысяч студентов ежегодно приходят в систему СПО. Из выпускников школ около половины девятиклассников выбирают для себя рабочие профессии и специальности среднего звена. То есть благодаря тем усилиям, которые предпринимает государство и система образования в работе над повышением привлекательности системы СПО, эта работа на сегодня очевидна. Мы прогнозируем, что в ближайшие несколько лет контингент студентов колледжей и техникумов увеличится и перевалит за 3 миллиона человек.

Никита Исаев:

– Я помню очень хорошо, когда мы начинали работать с молодежной политикой, еще была Госкоммолодежь, у нас первой задачей была талантливая молодежь. Всех направили в Кремниевые и Силиконовые долины, они чему-то там обучались… После этого нам через два месяца сказали – нет, давайте займемся трудной молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, надо заниматься профилактикой правонарушений с МВД, с Федеральной службой по контролю незаконного оборота наркотиков и т. д. Хорошо, бросились этим заниматься. Потом через два месяца нам сказали – нет, давайте займемся теперь трудовой молодежью – нужно заняться профтехобразованием и т. д. Все начали заниматься этим, бросив перед этим все, чем занимались раньше. Через месяц ведомство реформировали, превратили в Росмолодежь, подчинили Министерству спорта, туризма и молодежной политики, там появился министр, который сейчас вице-премьер, и эта ситуация была забыта. Что мы сейчас имеем? К сожалению, страна не двигается ни в каком направлении по какому-либо развитию, кроме вот этих новых заявлений, новых молодых министров, советников, каких-то представителей каких-то проектов и программ.

Андрей Бережной:

– Давайте я вам скажу три ключевых причины, почему граждане не очень хотят идти работать в индустриальное производство. Номер один – популярность рабочих профессий проигрывает популярности профессии операциониста в банке, продавца Евросети и т. д. Там нужно стоять за конвейером, иногда вычищать грязь… Это физическая работа. Второе – оплата. Мы на сегодня конкурируем со странами, имеющими объективно меньшие издержки на производство товаров. Мы рады бы платить больше, но как, откуда брать деньги? Если на полке стоит ботинок, произведенный в стране, где воспроизводство человеческого капитала происходит активнее, чем у нас, где не нужно мяса, не нужно теплой одежды, не нужно отопления жилья в течение шести месяцев, можем ли мы конкурировать с ними по цене? Невозможно это. И третье – это ненадежность. С точки зрения профессии соискателю абсолютно непонятно, что будет с его профессией, например, слесарь-наладчик технологического оборудования, уже через несколько лет. Оборудование будет завтра или нет? Будет ли он востребован? Будет ли ему вообще, что налаживать? Не заменят ли его компьютером или роботом? Кто может ответить на этот вопрос?

Лидия Фролова:

– На протяжении жизни современный человек вынужден будет несколько раз поменять профессию. Потому что рынок труда не очень предсказуем. И чем большим набором компетенций он владеет, тем больше у него шансов чувствовать себя уверенным в жизни и изменять свою карьерную траекторию. То есть, в принципе, в будущем, не очень далеком, думаю, система понятий «среднее образование», «высшее образование», «среднее профессиональное образование» – они перейдут в некий набор образовательных хабов, набор компетенций, который человек по мере надобности и по мере желания будет получать на протяжении всей жизни. Увеличение пенсионного возраста на сегодняшний день ставит перед новыми Министерствами просвещения и Минобрнауки задачу, что делать с людьми, которые в 55 лет оказались не нужны рыночной экономике, и в том числе по здоровью, например, не могут продолжать дальше работать на том месте, на котором они работали, но в инвалиды их еще не записывают. Они куда пойдут? Им нужно получить какой-то дополнительный навык, который позволит им в гармонии самореализоваться в седьмой раз, прожить седьмую жизнь. И в этом смысле мы должны рассматривать все пути непрерывного образовательного процесса, в том числе и колледж, как единую систему.

Проект «Рабочий? Класс!» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.