Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Общество18 октября 2017 22:00

Частные центры для наркоманов и алкоголиков выкачивают деньги у отчаявшихся родственников

Специалисты призывают составить четкие критерии оценки работы таких клиник
В Москве счет пациентов частных наркоклиник идет на тысячи. По всей России, на сотни тысяч

В Москве счет пациентов частных наркоклиник идет на тысячи. По всей России, на сотни тысяч

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Обстоятельства смерти Дмитрия Марьянова до сих пор остаются загадкой. Умер он на даче у друзей из-за оторвавшегося тромба, или скончался в частном реабилитационном центре для зависимых из-за кустарной медицинской помощи? Официальных ответов на это пока нет. Однако, смерть известного актера всколыхнула целый пласт проблем лечения зависимых.

- Масштабы бедствия — более чем серьезные, - говорит президент независимой наркологической гильдии, эксперт Общественной палаты, врач-нарколог Руслан Исаев. - В Москве счет пациентов частных наркоклиник идет на тысячи. По всей России, на сотни тысяч. При этом проблема как бы остается незаметной. Во-первых, сами люди и их близкие ее не очень-то афишируют. Во-вторых, в государственные диспансеры, где всех обратившихся тут же ставят на учет, мало кто обращается. Отсюда расцвет всех этих малокачественных, я бы даже сказал контрафактных услуг.

По данным Общественной палаты РФ, алкогольной зависимости в России страдают около 10% населения.

Интернет-поисковики выдают тысячи сайтов всякого рода «Центров лечения зависимостей». Клиентов завлекают всеми возможными способами, обещая чудесные выздоровления. Причем обман начинается сразу. Если ваш запрос, к примеру, «Реабилитационный центр Химки», то поисковик моментально выдаст кучу ответов. На некоторых сайтах даже адрес химкинский будет указан. Но на проверку окажется, что никакой клиники здесь нет.

Мы позвонили по одному из таких телефонов.

- Стационар у нас в Измайлово, но к вам в Химки может выехать врач-нарколог с капельницей, - был ответ. — А у нас только реабилитация.

- А почему написано Химки?

- Да чтобы клиентов завлечь.

Прямо так и отвечают. То есть на несчастных алкоголиков, чьи родственники готовы платить любые деньги, идет настоящая охота.

КОНТРАФАКТНАЯ МЕДИЦИНА

- Но это еще пол-беды, - считает эксперт. - Самое страшное, что многие реабилитационный центры, примерно такие, в каком лежал Марьянов, вообще пренебрегают первым этапом лечения. Объясню. Лечение от алкогольной (или наркозависимости) состоит из двух этапов — клинический (полное обследование группой специалистов, физическое очищение организма от алкоголя под контролем врачей, капельницы чистка крови). Его длительность индивидуальна и зависит от многих факторов — что принимал, как долго, возраст пациента… Второй этап — психологическая реабилитация. К ней в идеале должны приступать только лишь после полного прохождения первого этапа. Но многие реабилитационные центры вообще его вычеркивают. Ради выгоды, конкурентоспособности и снижения цены. «Привозите нам больного, мы его вылечим». Как правило, под покровом ночи в таких учреждениях, которые даже лицензии медицинской не имеют, алкоголикам ставят капельницы. Хорошо, если не сами, а вызовут бригаду наркологов. Они приезжают буквально на пару часов, дальше держать их слишком дорого . И никаких последствий для подобного рода лекарей! Потому что на этот счет у нас в законодательстве дыра. Нет ни четких регламентов, ни даже реестра добропорядочных центров . Ничего! Все на страх и риск самих зависимых и их родственников.

Вопрос о таких контрафактных услугах уже поднимался два года назад на Общественном совете при президенте РФ. Тогда президент поручил разобраться, составить четкие критерии оценки работы частных наркоцентров (по сути лицензирование). Но воз и ныне там.

- Едва ли не каждый день в таких реабилитационных центрах гибнут люди. - разводит руками Руслан Исаев. - Но далеко не все эти случаи получают огласку. Вот сейчас, после истории с Марьяновым, ситуация может сдвинуться с мертвой точки. К нам в Общественную палату обратились за последние три дня многие государственные деятели.

Смерть известного актера всколыхнула целый пласт проблем лечения зависимых. Фото ТАСС/ Максим Шеметов

Смерть известного актера всколыхнула целый пласт проблем лечения зависимых. Фото ТАСС/ Максим Шеметов

СЧЕТА ЗА УСЛУГИ НЕСУЩЕСТВУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ

«12 шагов» или, как ее еще называют, «Анонимные алкоголики» - американская программа психологической реабилитации. Своего рода бренд, прикрываясь которым теперь действуют многие предприимчивые дельцы и даже секты у нас в России.

- Программа с таким названия родилась в середине прошлого века в США, - рассказывает врач-нарколог Сергей Коровин. - Она основана на том, что помогают зависимым сами зависимые, уже прошедшие курс и вошедшие в состояние ремиссии, плюс квалифицированные психологи с помощью психотренингов и различных приемов. «12 шагов» обкатала себя во всем мире и прекрасно зарекомендовала вомногих странах. В одной только Москве больше 20 групп серьезно работают по этой программе, по стране до 100. Но важно понимать, что просто прочитать книгу «12 шагов анонимных алкоголиков» недостаточно! Тут важна работа грамотных, опытных и обученных специалистов — психологов. Во многих же клиниках просто на входе положат книжку - на этом все, что связано с этой системой, и заканчивается.

Артем Воронин (имя изменено), 36-летний москвич, страдающий алкогольной зависимостью. Он рассказал «КП», как однажды попал в клинику, подобную той, что Лобне.

- Это был 7-й день запоя. Жена от меня уже сбежала, прихватив сына . И я пил не переставая. До этого меня и кодировали, и прокапывали в разных московских стационарах. Поэтому ехать в больничку я категорически отказывался. И вот мать вызвала мне бригаду, сказав, что эти врачи прямо дома поставят мне капельницу, на это я согласился. Приехали такие шустрые дяди в медицинской одежде, и действительно поставили мне капельницу. Потом, померив давление, сказали, что у меня проблемы с пульсом и необходимо срочно ехать в больницу. Я испугался и согласился. Они усадили меня в свою машину и увезли. Очнулся я только на следующий день вечером на первом ярусе шконки. Сначала подумал, что реально в тюрьме: на окнах решетки, стены облезлые, тусклая лампа под потолком. В комнатке 3 на 2 метра было 6 человек . Воняло жутко, как потом оказалось — у одного гнили ноги и он постоянно мазал их вонючими мазями.

Частная наркология, где возможно проходил лечение Дмитрий Марьянов

Частная наркология, где возможно проходил лечение Дмитрий Марьянов

Фото: Александр РОГОЗА

Ни выйти на улицу, ни кому-либо позвонить не было никакой возможности. Все обитатели «клиники» - наркоманы и алкоголики . Правила практически тюремные. Новичкам не разрешают общаться друг с другом, чтобы не организовали побег. К «новеньким» приставлены «старенькие» для круглосуточного наблюдения. Каждый вечер все обязаны сдавать бумагу наблюдений за своими соседями: кто как себя вел, кто ругнулся матом, не выполнял приказы старших, нарушал правила.

Вечером эти кляузы зачитывались прилюдно. И старший — человек из бывших алкоголиков, прошедший «12 шагов», назначал нарушителям наказание . За одно слово матом меня заставили целый день таскать с собой 4 кирпича. Другой парень носил постоянно коробку от телевизора. А однажды меня заставили целый день переливать чайной ложкой воду из одного ведра в другое. Наблюдателей, чтобы я не мухлевал, ко мне приставили аж троих. Так наказывали за все — не выключил свет, будешь писать 1000 раз слово «свет». Не заправил кровать — будешь за всем лагерем заправлять три дня. Покурил - неделю молчишь и лишаешься возможности воскресных звонков. Особо буйных лишали звонков родственникам и вообще могли побить. Связаться с родными — высшая награда и ею постоянно манипулировали.

Новеньких регулярно привозила та самая бригада врачей чуть ли не каждый день.

- Они, оказывается, называются у них «мотиваторы». На мой взгляд, никакая это не мотивация, а откровенное вранье. С нами «лечился» бывший зек, который отсидел 25 лет и теперь родственники запихали его сюда, чтобы не занимал квартиру. При этом он не был зависимым. Другой — Олег — уже два месяца не мог позвонить жене. Ему просто не давали телефон, говоря, что она уже давно нашла другого. После выяснилось, что ей регулярно звонил координатор из клиники, говорил, что Олег прошел только три шага, и присылал все новые счета «за услуги психологов». Семья влезла в страшные кредиты, чтобы эти счета оплачивать. Но никакие психологи с нами там и не работали.

- Врачи вас осматривали?

- За месяц, что я там провел — ни разу. Ни меня, ни парня с гниющими ногами, ни ребят с ВИЧ.

- А шаги-то эти были? Вам хоть объяснили, что это такое?

- Да, нам каждый день читали книжку «12 шагов алкоголика». И внушали: «Вы — наркоманы. Вы — алкоголики». Там постоянное давление на психику шло. Мне, например, не дали письмо от сына почитать. При этом маме и родственникам писали письма от меня: «Спасибо мама, у меня все хорошо. Я лечусь, тут хорошие ребята и мне все нравится».

В результате Артем сбежал на пару с Олегом и бывшим зеком.

- Убежали мы легко. Но без верхней одежды (зимние куртки у нас отобрали), без денег и связи мы чуть не погибли. Центр этот был в каком-то заброшенном поселке. Передвигались в основном по ночам, чтобы нас не обнаружили. По дороге залезали на чужие дачи, чтобы не умереть от холода. Так и добрались до цивилизации. Когда прибежал домой, мои близкие уже при смерти лежали от волнения . Больше меня в клиники не запихивают. Но насмотревшись на весь этот ужас, я сам стал посещать клуб анонимных алкоголиков у нас в районе.

СОВЕТЫ ВРАЧА

Как не ошибиться в выборе клиники

Нарколог Руслан Исаев:

- Первое, обратите внимание на цену. Если вам обещают полный стационар в Москве и области меньше чем за 50 000 в месяц, сильно задумайтесь. Программа «12 шагов» - крайне трудоемкая и дорогостоящая.

- Прежде чем принять решение о помещении своего пьющего родственника в какую-либо клинику, съездите туда сами. Посмотрите, как все устроено. Посмотрите расписание. В нормальном центре оно, как правило, висит на самом видном месте и в нем четко расписаны все тренинги и консультации. Вас должно насторожить слишком закрытое учреждение, куда никого не пускают вообще. Но своеобразный карантин на общение действительно существует .

- Не стесняйтесь спрашивать лицензии, дипломы психологов и врачей, сертификаты и рекомендации.