Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество19 сентября 2017 22:00

Как отвлечь ребенка от телефона и планшета: советы для пап и мам

Несколько способов отвлечь ребенка от телефона и планшета
По нормам старшеклассники должны проводить с гаджетами не больше 30 минут в день.

По нормам старшеклассники должны проводить с гаджетами не больше 30 минут в день.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Без планшета и телефона современные дети себя не мыслят. Увы, они все чаще предпочитают виртуальный мир реальному. О том, как правильно организовать общение ребенка с гаджетами, как отвлечь ребенка от телефона и планшета, мы поговорили с Марьяной БЕЗРУКИХ, доктором биологических наук, профессором, академиком РАО, директором Института возрастной физиологии.

О личном примере

- Взрослые порой сами виноваты в том, что дети уходят в виртуальную реальность. Дают ребенку в руки планшет, чтобы не отвлекал. Как не сделать при этом ребенка зависимым от электронных игрушек?

- Надо соблюдать простые правила - с раннего детства. Не связывать гаджет с едой, не давать планшеты-телефоны во время еды малышам. Не использовать гаджет вместо общения, совместной игры или чтения. Большую роль играет личный пример. Если взрослые в семье не расстаются с гаджетами, ребенок будет поступать точно так же. Если папа, едва проснувшись, включает компьютер, а мама уже за завтраком погружена в телефон, то от детей не стоит ждать другого поведения.

- Сколько часов в день или неделю им безопасно пользоваться?

- Нужно строго ограничивать время. Мнения специалистов о том, сколько в разном возрасте часов или минут можно проводить у экрана, расходятся. Но есть четкие нормативы СанПиН. Для взрослого суточное ограничение - четыре часа, но обязательно с перерывами. Для школьников и дошкольников нормы куда жестче (см. «Кстати»).

Кроме того, надо соблюдать и другие требования. Ребенок не должен сидеть скрючившись и держать планшет на коленях или смотреть на экран лежа. Неправильное положение нарушает осанку и создает большую нагрузку на зрение.

Контроль и еще раз контроль

- Оторвать ребенка от экрана, пожалуй, можно, только предложив ему что-то более интересное. Возможно, это игры?

- Что касается дошкольника, ему необходимы все виды игр: сенсорные, моторные, речевые, игры с конструкторами, сложные ролевые, познавательные, игры по правилам и так далее. Детям любого возраста как воздух нужно позитивное общение со взрослыми и сверстниками. Это может быть чтение и прогулки, домашние дела, занятия спортом и конструирование - все то, чем живет ребенок в совместной деятельности.

- Во взрослых компаниях порой есть правило: пришли в ресторан, на встречу, телефоны сложили в центр стола - и полтора часа, которые длится встреча, их не трогаем. Сработает ли это с детьми?

- Есть подобные правила поведения и в школе. А вот захотят ли дети принять какие-то правила в общении со сверстниками или в семье, зависит от того, как будут формироваться (и будут ли формироваться) эти правила с раннего детства. Начинать требовать выполнения каких-то правил в подростковом возрасте - задача безнадежная.

- Надо ли контролировать, на какие сайты ходит ребенок?

- Да. Сейчас есть весьма эффективные программы контроля, их стоит использовать. Делать это открыто или инкогнито - зависит от сложившейся в семье системе отношений. Если это доверительное и доброжелательное общение, то, скорее всего, ребенок не будет скрывать эту информацию от взрослых, если нет - возможны варианты.

При этом следует понимать, что система жестких запретов неэффективна.

КСТАТИ

Сколько времени можно проводить с электронными игрушками*:

1-й класс - 10 минут;

2 - 4-й классы - 15 минут;

4 - 7-й классы - 20 минут;

7 - 9-й классы - 25 минут;

10 - 11-й классы - 20 - 30 минут.

*В день, по нормам СанПиН.

КОНКРЕТНО

Пять золотых правил для родителей

1.Оттяните насколько возможно первую встречу ребенка с гаджетом. Педиатры считают, что до двух лет не стоит мобильники и планшеты даже показывать.

2.Внимательно относитесь к выбору контента развивающих игр. Прочтите аннотации, посоветуйтесь со специалистами.

3.Ограничивайте время работы с гаджетами. Учите ребенка самостоятельно контролировать время работы.

4.Следите за тем, в какой позе сидит ребенок, на каком расстоянии от экрана и т. п. Научите детей комплексам простых упражнений, снимающих зрительное и мышечное напряжение.

5.Будьте примером для ребенка. Помните, что ваше полное погружение в интернет может стать главным фактором формирования у ребенка компьютерной зависимости.

НУ И НУ!

Станет толстым букой?

Развивающие игры на планшетах помогают тренировать зрительное восприятие, память и внимание. Но это при разумном подходе. А чем грозит чрезмерное общение с телефонами-планшетами? Кроме того что портится зрение и осанка, зачастую гаджетозависимые дети меньше двигаются. У них формируются неправильные пищевые привычки (ну грех не закусить булочкой, конфетами или чипсами, любуясь роликами в интернете). И как следствие - ожирение. Добавьте к этому снижение адаптивных возможностей.

Кроме того, психологи и неврологи отмечают у современных детей, злоупотребляющих гаджетами, нарушения коммуникативных навыков и отставание в речевом развитии.