Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Дом. Семья7 сентября 2017 5:10

Дворцы, сокровища и тайны Персии

История неоткрытой страны в книге Алекса Бертрана Громова и Сейеда Нассера Табаи
«Садра», 2017

«Садра», 2017

«Персия: история неоткрытой страны»

«Садра», 2017

Персия была великой державой еще до нашей эры, а впоследствии – единственной страной, которой успешно удавалось противостоять натиску Рима и неоднократно наносить поражения прославленным римским легионам. Новое издание книги Алекса Бертрана Громова и Сейеда Нассера Табаи «Персия: история неоткрытой страны» значительно расширено и дополнено, объем фолианта составляет 800 страниц с более чем 500 цветными и черно-белыми иллюстрациями. На них можно увидеть уникальные драгоценности, шедевры персидской каллиграфии и живописной миниатюры, прославленные сады, портреты властителей, архитектурные памятники, многие из которых включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе мосты и дворцы, возведенные по воле шаха Аббаса Великого.

Этому выдающемуся правителю, которого историки часто именуют иранским Петром I, в книге уделено особое внимание. Шах Аббас еще при жизни получил в народе прозвища «кабир» (великий) и «адиль» (справедливый). Известный европейский путешественник Тавернье называл Аббаса умным и деятельным правителем, который всё стремится изучить и понять. «Для того, чтобы узнать нужды населения и проверить, как его чиновники обращаются с народом, часто, сменив шахский наряд, появляется среди простого люда, - писал другой французский путешественник. - Не раз шаха встречали по ночам в крестьянской одежде за покупкой хлеба и прочего». Отдельная глава посвящена анализу того, как шах Аббас запечатлен в легендах и народных сказаниях. У некоторых народов Кавказа ряд сказок традиционно начинался с присказки: «Когда наши предки жили в Иране под правым крылом справедливого и мудрого шаха Аббаса...».

В издании подробно отражена многовековая история отношений между Персией и Россией, а также знаменитая Большая Игра, противостояние между Российской империей и Великобританией в Центральной Азии. В ходе Большой Игры англичане стремились полностью взять Персию под свой контроль, создавая тем самым напряженность у русских границ. «Неоднократно высказывались и предположения, что восстание сипаев в Индии тоже было очередным ходом в Большой Игре…», причем в немалой степени персидским ходом. Русский А.К. Гейнс писал: «После взятия Дели, столицы Магомет-Шах-Багадура (в 1857 году), в его архивах была найдена переписка, веденная им во время Севастопольской осады, с Персию относительно совокупных действий против англичан…». Также в книге описан Персидский поход Петра I и создание при участии русских инструкторов Персидской казачьей бригады.

Отрывок из книги:

Золото, самоцветы, булат

Знаменитые уже много веков драгоценные предметы, изготовленные персидскими мастерами для правителей, которые порой преподносили эти замечательные изделия царственным особам других государств, в наши дни являются гордостью коллекций лучших музеев мира.

Так, в Оружейной палате Московского Кремля хранится седло, которое в 1590 году посол иранского шаха Аббаса Великого доставил в дар царю Федору Иоанновичу. Оно обтянуто бархатом с золотой вышивкой, оправлено в золото, украшено рубинами, изумрудами и крупной бирюзой.

Есть в собрании Оружейной палаты и еще одно царское седло персидской работы, тоже в золотой оправе и усыпанное жемчугом и самоцветами. Роскошное убранство – не только обязательный атрибут подарков, которые властители посылали друг другу, но и знак того, что седло считалось походным подобием трона. А трон, подаренный шахом Аббасом первому царю из династии Романовых – Михаилу Федоровичу, тоже можно увидеть в Оружейной палате. Он прост по форме, но богато убран драгоценными камнями, при его изготовлении использовано 13 кг золота. Впоследствии на нем восседали во время коронации императоры Александр III и Николай II.

Еще раньше от шаха Аббаса был прислан трон в дар царю Борису Годунову. Этот «Престол персицкий», как он именовался в придворных бумагах, облицован золотыми пластинами с растительным орнаментом и украшен множеством драгоценных камней: бирюзой, рубинами и турмалинами. Именно на этом троне короновались в XVII веке русские цари, а в XVIII веке – императрица Елизавета Петровна. В исследовании «Герб и флаг России Х–ХХ века» (авторы В. А. Артамонов и др.) отмечена еще одна драгоценность, присланная шахом Аббасом на Русь: «В Смуту к скипетру добавилась еще и булава жены первого самозванца, сделанная из хрусталя, с цевьем (стержнем) из слоновой кости и зеркальцем – дар персидского шаха Аббаса, преподнесенный при посредничестве армянского купца».

На троне персидской работы короновался и Лжедмитрий I, современники отметили, что для него был установлен «престол персицкий золот с каменьем». Имперский посол Германский купец Ганс Георг Паерле, которому довелось присутствовать на коронации, оставил подробное описание трона, на котором восседал новый правитель: «Сидел он на высоких креслах из чистого серебра с позолотою под балдахином; двуглавый орел с распущенными крыльями, вылитый из чистого золота, украшал сей балдахин; под оным внутри было распятие, также золотое, с огромным восточным топазом, а над креслами находилась икона Богоматери, осыпанная драгоценными каменьями. Все украшения трона были из литого золота, к нему вели три ступени, вокруг него лежали четыре льва серебряные, до половины вызолоченные, а по обеим сторонам на высоких серебряных ножках стояли два грифона, из коих один держал государственное яблоко, а другой – обнаженный меч». Записки Паерле были им опубликованы после возвращения на родину под названием «Описание путешествия Ганса Георга Паерле, уроженца аугсбургского, с господами Андреасом Натаном и Бернгардом Манлихом младшим, из Кракова в Москву и из Москвы в Краков, с 19 марта 1606 года по 15 декабря 1608 года».

Есть в музее и так называемый Алмазный трон, тоже изготовленный в Иране. Его в 1660 году преподнес в дар царю Алексею Михайловичу купец Захарий Сарадаров от лица армянских купцов, желавших получить привилегию по торговле иранским шелком-сырцом. Этот трон сделан из сандала, облицован золотыми и серебряными пластинами, украшен самоцветами, в том числе восьмьюстами алмазами.

В первом томе масштабного труда известного русского военного историка, генерала от кавалерии Василия Потто «Кавказская война» рассказывается, что при завоевании Грузии шах Аббас «…вручил имеретинским вельможам богатую, окованную золотую саблю свою, прося повесить ее, как дар, на стене любимого ими храма святого Георгия в местечке Мравалзале... Сабля эта, как свидетельствует один путешественник, находилась на стене храма еще в 1745 году». Также генерал Потто упоминает и о том, как в те же времена, «овладев Мцхетом, шах захватил в свои руки и величайшую святыню христианского мира – хитон Господень. Позже, как увидим, он отослал его к московскому царю. И ныне риза Господня, разделенная на части, составляет достояние Успенского собора в Москве, большой придворной церкви и Александро-Невской лавры в Петербурге».

В марте 1625 года персидский посол Урусамбек доставил в Москву золотой ковчег, украшенный самоцветами, и письмо от шаха Аббаса, где рассказывалось, как была найдена христианская святыня. Дар был осмотрен патриархом Филаретом, о чем в хрониках записано: «И по досмотру в том ковчежце (оказалась) часть некая полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет от давных лет, лице изменила, а тканна во лну, а в длину и поперег пяди».

В исследовании С. Белокурова «Дело о присылке шахом Аббасом Ризы Господней царю Михаилу Феодоровичу в 1625 году», изданном в 1891 году, была опубликована переписка, посвященная этому дару, и подлинные официальные акты того времени. Согласно описи ценностей и святынь Успенского собора от 1627 года «На Гробе Господнем ковчег серебрян, золочён, на ковчеге – образ Распятия Господа нашего Иисуса Христа резной; а в том ковчеге другой ковчежец серебрян, золочён, а в ковчежце – Риза Господа нашего Иисуса Христа... Киот серебрян, в нём часть Ризы Господней лежит на Гробе Господнем... Киот меньшой серебрян, золочён, в нём часть Ризы Господней, за печатью великого государя, Святейшего Патриарха Филарета Никитича, Московского и всея Руси». На одном из клейм иконы, посвященной появлению ризы в Москве, изображены персидские послы.

Видный писатель и ученый, основоположник азербайджанской драматургии Мирза Фатали Ахундов во время пребывания на государственной службе Российской империи не раз посещал Персию, был награжден орденом Льва и Солнца. Ему выпало сопровождать генерал-лейтенанта Шиллинга, отправленного «с кабинетным письмом Государя Императора к Его Величеству Насреддин-шаху» по случаю восшествия того на престол. В рассказе «Обманутые звезды» Мирза Фатали Ахундов так описал богатства шаха Аббаса Великого: «Вскоре показался шах в полном шахском облачении. На голове у него была сверкающая корона. В руках он держал золотой скипетр, усеянный драгоценными камнями. На поясе висел меч – символ шахского могущества. Пояс, рукоятка и ножны меча, а также нарукавники были украшены самоцветами». Роскошно убрана и лошадь, предназначенная для правителя: «Дорогое седло и попона на ее спине были усеяны драгоценными камнями, нагрудник расшит эхолотом, уздечка украшена жемчугами, с шеи лошади свешивалась кисть изумрудов».

Сюжет рассказа «Обманутые звезды» основан на том, что молодому шаху Аббасу придворный звездочет предсказывает опасность, и правитель решает на время удалиться от власти, став как бы обычным бедным человеком, оставив во дворце все сокровища. Корона увенчивает голову некоего возмутителя спокойствия, который на своем горьком опыте убеждается, что самые благие, на первый взгляд, побуждения – еще не залог успешного управления государством. Правда, он успевает полюбоваться изделиями лучших ювелиров, ткачей и ковроделов, хранящимися в сокровищнице: «Хранитель сундуков был немедленно вызван, он и открыл хранилище. У всех четырех стен большой комнаты были расставлены сундуки всевозможных размеров. Юсиф-шаху показали разнообразные роскошные женские наряды, дорогие кашемировые шали, тонкие шелковые ткани, платья из дорогой парчи, золотые филигранные букеты и диадемы из самоцветов, бриллиантовые серьги, дорогие кольца, жемчужные ожерелья и множество других сокровищ».

В Оружейной палате Московского Кремля хранятся несколько богато украшенных сабель, изготовленных придворным оружейником шаха Аббаса – Асадуллой Исфахани. Но есть и не столько парадное, сколько реально боевое оружие персидской работы, например зазубренная в боях сабля, принадлежавшая князю Дмитрию Пожарскому. Ее булатный клинок специалисты датируют концом XVI века. Слава персидских клинков была столь велика, что и царь Алексей Михайлович, отправляя в 1662 году послов в Персию, особо повелел привезти оттуда 20 пудов «булату красного, самого доброго», 20 пудов «булату синего», 100 булатных заготовок-полос для изготовления сабель, а также драгоценные камни для украшения рукоятей.

Анна Антоновская в своей знаменитой эпопее «Великий Моурави» так описывает отличие настоящего персидского булатного клинка от прочих разновидностей холодного оружия: «Старый турок положил перед богатыми покупателями извилистую саблю Дамаска с клинком, представляющим ряд округленных зубцов, наподобие пилы. Подумав, Димитрий отстранил саблю. Турок спокойно придвинул другую – кривую, расширенную в конце. Но и ее не купил Димитрий. Привередливый покупатель не смутил мастера. Он выхватил из ниши ятаган, рукоятка которого сверкала кораллами, слоновой костью, египетской яшмою, и ловко перерубил пополам гвоздь. Заметив равнодушие грузин, видевших еще не то в своих странствиях, мастер, задетый за живое, сдернул с крючка великолепный клинок и одним взмахом перерубил пуховую подушку. Но и этот булат не привлек Димитрия.

– Машаллах! – вскрикнул старый турок и, развернув парчу, с благоговением достал кара-хорасан.

Перед «барсами» сверкал удивительный клинок из почти черной стали с бесчисленными струйками, образовавшимися от особой закалки, которые то приближались, то отдалялись, как зыбь струящейся воды.

Молча высыпал Димитрий из кисета звонкие монеты».

О конструктивных особенностях традиционного персидского холодного оружия уже рассказывалось ранее, но уникальным был и материал, из которого отковывались эти сабли и кинжалы. Оружие работы Асадуллы Исфахани было столь знаменито и так высоко ценилось, что и в наше время среди исследователей и коллекционеров существует устойчивый интерес к секретам его мастерства. Использовал ли знаменитый кузнец-оружейник готовые, привезенные из Индии, булатные слитки или сам лично контролировал весь процесс подготовки материала, начиная с выбора руды из определенного месторождения?

Сам шах Аббас однажды показывал послу русского царя, как тот писал в докладе государю, свои наилучшие «шеломы и шапки и зерцалы булатные». По словам посланника, персидский владыка пояснял при этом: «то делают в нашем государстве, а булат хороший красный выходит к нам из Индийского государства».

Впрочем, изготовление оружейной стали всегда было окружено множеством тайн, только в XIX веке русский штабс-капитан Масальский опубликовал в «Горном журнале» (1841 год) статью, где описывал традиционную выплавку персидского булата: «В огнеупорный тигель мастер закладывает измельченную смесь старого, бывшего в употреблении железа и зеркального чугуна в соотношении 1 часть чугуна на 3 части железа. Плавка продолжалась 5–6 часов, после чего дутье прекращали и дожидались, пока печь «затихнет». Затем тигли вскрывали, вкладывали в них немного серебра в количестве 4–5 золотников и снова засыпали печь углем. Все отверстия печи тщательно замазывали, и тигель остывал в тлеющих углях в течение 3–4 дней».

Известный горный инженер и ученый-металлург Павел Аносов в 1841 году опубликовал в «Горном журнале» статью «О булатах», впоследствии ставшую классикой. Он вел речь о самом знаменитом булате хорасан и кара-хорасан («от провинции в Персии, называемой Хорасан») и своих экспериментах, направленных на то, чтобы постичь секреты восточных мастеров. «Тавернье в путешествии по Персии упоминает, что булатная сталь получается из Голконда в виде малых хлебов, рассеченных пополам, – писал Аносов. – Этот вид показывает, что голкондский булат есть сплавок, подобный полученному мною. Мугамет Али описал приготовление персидской булатной стали следующим образом: железо употребляют доставляемое из гор, но не известно, каким способом оно приготовляется: это железо сплавляют в печи. Она имеет по 4 фута в длину и ширину и от 6 до 7 футов в вышину, стены не толще 8 и 9 дюймов. В 16 дюймах от почвы делают из обтесанных камней горн, у дна которого находится отверстие для отливки расплавленного металла; уголь употребляется самый твердый и тяжелый, отличный от получаемого из дуба. Дутье в печь производится ручным мехом. Печь действует без остановок, и по мере накопления металла он отливается в формы. Эти сведения показывают, что способы получения булатов не одинаковы в самой Азии: ибо, очевидно, одни из них составляют медленно охлажденные сплавки, а другие металл, подобный литой стали».

Исследование Аносова сохранило и раскрыло многие тайны не только варки этой удивительно стали, но и обработки уже откованного клинка. Драгоценная булатная сталь известна не только прочностью и гибкостью, но и не в последнюю очередь красотой причудливых узоров. «Опыты над вытравкой булатов растительными кислотами показали, что некоторые из них обнаруживают узоры столь же хорошо, как и купорос, а самый способ вытравки гораздо проще, – отмечал Аносов. – Стоит только намачивать вещь лимонным соком или обыкновенным пивным уксусом, так чтобы он не подсыхал, и, когда узоры обнаружатся, вымыть холодной водой и обтереть досуха ветошью. Вытравляемые клинки смазываются чистым деревянным маслом и снова вытираются досуха, после чего они менее подвергаются ржавчине, хотя бы лежали в сыром месте». Аносов также указывал, что прославленные узоры не просто услаждают взор, но и позволяют знающему человеку почти безошибочно судить о качестве металла и свойствах клинка.

Происхождение булатной стали, несмотря на исследования, сохраняет некоторый ореол загадки и ныне. Но из Индии, где правили Великие Моголы, с которыми персидские владыки из династии Сефевидов (и шах Аббас в том числе) заключали союзы, обменивались драгоценными дарами и вели обстоятельную переписку, пришла и распространилась по всему миру легенда о чудесной золотой антилопе, из-под копыт которой сыплются золотые монеты и драгоценные камни. Говорили, что именно благодаря своей чудесной антилопе падишах Джахангир владеет несметными богатствами. Сокровища падишаха и впрямь были огромны. Английский посол сэр Томас Роу так описал облик Джахангира и его драгоценности: «На голове у него был богатый тюрбан, украшенный на макушке перьями цапли, редкими, но длинными; с одной стороны к тюрбану был прикреплен неоправленный рубин размером с грецкий орех, с другой стороны – такой же величины бриллиант, а посредине изумруд, гораздо больший. На шее у него было ожерелье из прекрасных жемчужин, три из них двойные, таких больших я никогда не видел; рукава до локтя и отвороты усыпаны бриллиантами, на запястьях тройные браслеты из разных драгоценных камней. Кисти рук обнаженные, но почти на каждом пальце перстень; верхнее одеяние из златотканой парчи накинуто на тончайшую рубашку; на ногах вышитые сапожки с жемчугом…».

Легенда основана на реальной истории: однажды во время охоты Джахангиру попалась антилопа, которую удалось поймать живой и невредимой, а потом приручить. Падишах восхитился грациозным животным и нарек его Масрандж, что означает «король антилоп».

Специально для любимицы правителя был разбит обширный парк, а в нем построен дворец. Джахангир очень любил совершать верховые прогулки в сопровождении своей ручной антилопы. По свидетельствам современников, владыка, переживший немало заговоров и покушений, в том числе со стороны собственных сыновей, был привязан к любимице, как к едва ли не единственному живому существу, которому он считал возможным доверять. Парк и дворцовый комплекс Хиран-Минар (Башня антилопы) большей частью сохранились до наших дней, этот памятник истории находится на окраине индийского города Шейхупура.

А предание о золоте из-под копыт появилось после того, как Джахангир повелел подковать любимую антилопу золотыми подковами с самоцветами. Ее копыта еще и позолотили. Поэтому когда стремительно животное проносилось по парковым угодьям, очевидцам и впрямь могло показаться, будто из-под ее копыт сыплются золотые и рубиновые искры. Иногда антилопа теряла драгоценную подкову, и легенда получала дополнительное подтверждение.