Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество29 апреля 2014 10:00

Популярные мифы о легендарном агитпоезде «Комсомолки»

К 40-летнему юбилею БАМа «Комсомолка» вспоминает, как создавался и чем был знаменит тот самый «красный эшелон»
Злата ПЕТРУШКЕВИЧ
Легендарный агитпоезд «Комсомолки» не раз становился вдохновением для художников.

Легендарный агитпоезд «Комсомолки» не раз становился вдохновением для художников.

Историю строительства Байкало-Амурской магистрали невозможно себе представить без знаменитой «красной птицы» – яркого как цветущее маковое поле, расписного спецпоезда «Комсомольской правды». За время всесоюзной стройки «красный эшелон» привез в Тайгу сотни артистов эстрады, лекторов, спортсменов и галеристов.

В свой первый рейс агитпоезд ЦК ВЛКСМ вышел 24 сентября 1975 года. Если откинуть сейчас всю идеологию того времени, то можно увидеть: помимо политинформации, бесспорно звучащей от лекторов и парторгов под стук колес, «красный эшелон» еще и был местом отдыха и культурного просвещения для многих бамовцев.

Именно агитпоезд «Комсомолки» раз за разом спецрейсами привозил в глухую и далекую Тайгу выдающихся писателей, композиторов, знаменитых артистов эстрады, поэтов, ученых, военных, журналистов и лекторов. Руководство страны и главная газета Союза делали все, чтобы добровольцы-строители видели, помнили и знали: раз в такую глушь в трескучие морозы в палаточные городки среди дремучих сопок приезжают столь именитые гости, значит, дело рабочих – правое и нужное.

Стоит ли говорить, что прибытия поезда на любую станцию, ждали как праздник: словно день рождения, свадьбу и новоселье в одном флаконе. При этом большую часть концертов, лекций и выступлений члены агитбригад проводили вне стоянок поезда – до некоторых отдаленных поселков и палаточных городков добирались на перекладных: автобусами, вертолетами, пешим ходом по колдобинам и бездорожью.

Пожелтевшие подшивки газет того времени хранят дух эпохи. Передовицы за лето-осень-зиму 1975 года наполнены специальными рубриками в честь строительства БАМа. Нередко главными темами этих рубрик становился агитпоезд и то, что происходило с ним и его обитателями за время долгого пути из Москвы.

К сожалению, качество репринтов не позволяет досконально разглядеть те очерки, статьи и заметки, что были посвящены «красному эшелону». Поэтому для удобства читателей наиболее интересные выдержки из публикаций приведены в текстовом виде.

Сейчас по прошествии времени истории об агитпоезде обросли массой домыслов и слухов. Что-то окончательно превратилось в байки, а какие-то моменты до сих пор вызывают споры даже у очевидцев тех событий. «Комсомолка» попробует развенчать наиболее популярные мифы.

Миф первый: бамовцы были против агитпоезда «КП»

Верхушка ГлавБАМстроя, действительно, одно время заявляла, что «красный эшелон» - пустая трата времени и человеческих ресурсов. Мол, рабочие руки нужны на стройках мостов, тоннелей, переходов, дорог и сейчас не тот повод, чтобы ворочать языками в теплых и комфортных поездных условиях. Однако руководство страны и редакцию газеты завалили письмами от самих бамовцев – чуть ли не в каждом сообщении просьбы хоть как-то скрасить невыносимо тяжелые будни строителей. Первое время люди работали по 16-18 часов в жестких условиях: палаточные городки в тайге, где летом – жуткая мошка и комары, суровые заморозки с ранней осени, скудная еда, отсутствие книг, клубов, кинотеатров. Естественно, что на одном только энтузиазме долго стройка не продержалась бы. Для поднятия боевого духа «бойцов» решено было организовать для них своеобразный клуб на колесах и привезти в Тайгу во что бы то ни стало книги, фильмы, писателей, поэтов, музыкантов.

10 августа 1975 года под фирменной рубрикой «БАМ» на передовице «Комсомольской правды» появилась заметка, анонсирующая запуск специального агитпоезда «КП».

«Агитпоезд «Комсомольская правда» готовится к спецрейсу на Байкало-Амурскую магистраль. Агитпоезд семидесятых отправляется по решению XVII съезда ВЛКСМ по главному маршруту девятой пятилетки – в район строительства Байкало-Амурской магистрали. Если бы все агитпоезда, выездные редакции «Комсомольской правды», нумеровались бы по порядку, то нынешний был бы «№119». Вслед молодым добровольца на освоение Сибири и Дальнего Востока, на штурм стахановских рекордов, на линию фронта всегда шли красные «теплушки» агитпоездов, летели агитсамолеты.

… Нынешний агитпоезд ждут 20 тысяч молодых строителей БАМа. Им предстоит проложить линию длиной в 3150 километров, и по каждому из этих километров не раз прогрохочет состав из пяти вагонов с надписью «Комсомольская правда». Там, где не пройти поезду, высадятся таежные агитдесанты: на вертолетах, машинах, вездеходах. Предполагается, бамовский маршрут начнется так: Транссибирская магистраль, разъезд Бам, откуда агитпоезд свернет на недавно проложенную линию и прибудет в Тынду. А из этого поселка, окрещенного столицей БАМа, отправятся десанты на Беркакит, Кувыкту, Могот…

… В пяти вагонах разместятся клуб, библиотека, кабинет комсомольского активиста, фотовыставка. В своих письмах в редакцию газеты молодые строители БАМа часто предъявляют претензии: не балуют их хорошими концертами по-настоящему талантливые артисты эстрады. Теперь это поправимо. В рейс с агитпоездом собирается выехать вокально-инструментальный ансамбль «Гармония», фольклорный ансамбль «Лада». Каждые двадцать дней на «борт» поезда будут прибывать лучшие молодежные агитколлективы страны. Агитпоезд захватит из столицы выставку картин Третьяковской галереи, экспонаты музея В. Маяковского. Все, чем богато издательство «Молодая гвардия», появится в фирменном книжном киоске» - писала «Комсомолка» в августе 1975 года.

В «Комсомолке» выходили спецвыпуски, посвященные рабочим будням агитпоезда.

В «Комсомолке» выходили спецвыпуски, посвященные рабочим будням агитпоезда.

Фото: Иван ПРОХОРОВ

Миф второй: В агитпоезде из Третьяковской галереи вывозили экспонаты на БАМ и перепродавали коллекционерам

Эта байка появилась в народе гораздо позже – когда фанфары по поводу окончания строительства Байкало-Амурской магистрали уже давно отгремели. Тем не менее, она стала настолько популярной среди молодежи, не успевшей «понюхать пороха» на легендарной всесоюзной стройке, что бывалым строителям и искусствоведам всерьез пришлось оправдываться: в далекую Тайгу привозили не оригиналы, а репродукции известных всему миру картин.

На самом деле, благодаря агитпоезду «Комсомолки», строители магистрали смогли познакомиться с лучшими образцами живописи и скульптуры прямо после окончания трудовой вахты. С лекциями по искусству и передвижными выставками в Тайгу приезжали сотрудники не только Третьяковской галереи, но и Эрмитажа, Русского государственного музея.

Технологи Московского вагоноремонтного завода имени Войтовича, которые проектировали состав, придумали специальные механизмы крепления картин в вагоне. Учитывалось все – даже капризность к климатическим условиям. На стоянках «малая Третьяковка», как прозвали галерею сами строители, работала почти круглосуточно. Люди шли даже ночами после тяжелых смен, зная, что утром вновь идти на работу.

«Комсомолка» в 1975 году даже писала о том, что однажды поздним вечером на стоянку поезда пришла женщина с сыном-семиклассником: они пешком преодолели расстояние в двенадцать километров, чтобы только ребенок смог увидеть картины знаменитых художников.

Миф третий: В «Красный эшелон» принимали «по блату»

На самом деле, попасть в состав работников поезда – мечтали многие. Заявки в комитеты комсомола рассылались по всем союзным республикам. Конкурс был огромным. Отбор – жестким. Белоручек и лентяев, мечтающих обрести народную славу, но не понимающих до конца, что их ждет – на пушечный выстрел не подпускали к легендарному составу. Зато и слава членов «красной птицы» ждала поистине всесоюзная!

Комсомолка в 1975 году приводит на своих страницах выдержки из дорожного блокнота первого руководителя агитпоезда «Комсомольская правда» Евгения Соловецкого:

«Веселый, весь в солнечных бликах осенний день. Агитпоезд «Комсомольская правда» прибыл на станцию Сковородино, это в 7300 километрах от Москвы. Отсюда начинается наш маршрут по Байкало-Амурской магистрали. Привокзальная площадь запружена народом. Музыка, транспаранты, цветы, улыбки. Участников агитбригады обступили люди. Мы еле успевали отвечать на вопросы, подписывать открытки. Прямо на перроне состоялся митинг и концерт. Настроение у экипажа отличное.

…2 октября. Сегодня первая встреча с настоящим БАМом. И маленький поселок тоже называется Бам. Обыкновенная деревушка, но оттого, что здесь все кажется сдвинутым с места – котлованы, краны, кирпич, строительные леса, сразу чувствуется: горячая точка – здесь. Отсюда дорога идет на Тынду, а потом на Беркакит.

… Центральный БАМ встретил нас рабочими буднями. Агитпоезд, оказывается, - первый пассажирский состав, который пришел в Тынду по участку Бам – Тында.

…7 октября первый десант агитпоезда отправился (пока на автобусе) по трассе Малого БАМа на север. За неделю проехали поселки Могот, Лапри, Нагорная, Золотинка».

На кадрах из документальной хроники, посвященной БАМу, можно разглядеть, какой была легендарная «красная птица».

На кадрах из документальной хроники, посвященной БАМу, можно разглядеть, какой была легендарная «красная птица».

Кстати

Как был оборудован спецпоезд

В архиве «Комсомолки» сохранились уникальные записи от 18 сентября 1975 года, подробно рассказывающие, как выглядел и чем был оснащен легендарный «красный эшелон» КП.

«Агитпоезд автономен в работе. Мощный дизель вмонтирован в головной вагон и, словно сердце, будет питать поезд энергией, светом и теплом. Рабочих отсеков в поезде – два. Клуб и читальный зал. Как и полагается, клуб с кинозалом. Перед экраном небольшое возвышение – сцена.

Все, что делалось в этот день в агитпоезде, было впервые. И сам агитпоезд на БАМ – тоже первый. В читальном зале надо разместить самый дорогой груз – книги, экспонаты выставок, записи популярных песен, кинофильмы, копии знаменитых картин из Третьяковской галереи. Строители БАМа по вечерам смогут посмотреть телевизионную программу «Орбита», послушать магнитофонные записи, почитать свежие газеты, журналы. В планах у библиотекаря Зои Пановой встречи бамовцев с известными писателями, композиторами, артистами. Дискуссии на рабочие и комсомольские темы, обсуждения книг, фильмов… В жилых отсеках максимально учтены насущные нужды обитателей поезда».

Подробнее о создании и оформлении агитпоезда Комсомолке рассказывал руководитель группы художников ассистента кафедры Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское) Акрам Гасан-заде.

- Внешне каждый вагон агитпоезда символизирует частицу истории комсомола, выкованную на ударных стройках пятилеток страны: Боярка, Магнитка, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре…, КамАЗ, БАМ! Проект агитпоезда мы обсуждали не один раз. Предстояло учесть, чтобы экипажу было удобно в нем жить и работать, и, во-вторых, не менее важно, чтобы агитпоезд привозил с собой веселое настроение, располагал к домашнему уюту. Интерьер мы выбирали мягких тонов – это современно и прибавляет комфорта. В двухместном купе нам удалось «расставить» платяной и бельевой шкафы, полочки для книг, столик, кресло…