Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Дом. Семья9 января 2004 12:19

Как я медитировала на сексуальные темы

Наш корреспондент отправилась в Индию, где сначала побывала в ашраме Ошо (известном центре медитации) и приобщилась к таинствам «чистых чувственных наслаждений». Далее ее путь лежал в ашрам живого Бога Сай Бабы...
Традиционные божества индуизма, похоже, уже не справляются со всеми духовными потребностями верующих.

Традиционные божества индуизма, похоже, уже не справляются со всеми духовными потребностями верующих.

(Окончание. Начало в номере за 4 января.) Живой бог На пыльной улочке Пуны рикша грузил мои вещи в свою тележку. Провожал меня Виктор, который, по своему обыкновению, не скупился на иронические замечания. «Бедная девочка! Ты еще не знаешь, что тебя ожидает в ашраме Сай Бабы. Никаких развлечений в твоем духе. Там мальчики направо, девочки налево. Ни одного приличного ресторана или бара. Алкоголь и сигареты запрещены. Я там жил в комнате с одним французом трое суток. Нам все так осточертело, что мы достали подпольную бутылку виски и марихуаны. Напились и накурились с тоски, пока охрана не почуяла неладное. Они забарабанили к нам в дверь, а мы им заорали в ответ: «Не мешайте! Мы медитируем!» А русские бабы? Там их великое множество. Я их называю «бабистки». Они еще в самолете переодеваются в белое и за Сай Бабу готовы глотку перегрызть. Они меня чуть грудями не задавили, когда я посмел усомниться в его божественной сущности». В Путтапарти, заштатный грязный городок, который не найдешь ни на одной приличной географической карте, я приехала в девять вечера и поселилась в отеле, который мой водитель-индиец назвал самым чистым в городе. В гостинице невыносимо воняло канализацией, повсюду шныряла вороватая босая прислуга, двери запирались на огромные висячие замки. В душном грязном номере я тут же встала под тонкую струйку душа, но, как только я намылилась, вода немедленно перестала течь. Туалетной бумаги не было, простыни явно не менялись несколько недель, под потолком гудела целая туча москитов. Требовалось найти хоть какую-то еду, но в Путтапарти вся общественная жизнь замирает после девяти вечера. Голодная, злая, искусанная москитами, я задалась только одним вопросом: как в этой дыре месяцами живут богатые, избалованные комфортом люди? «А может быть, для них это что-то вроде игры под названием «День мусорной свалки»?» - с иронией подумала я и вспомнила историю о вдове американского колбасного миллионера, сделавшего себе состояние на знаменитых чикагских бойнях. Движимая чувством вины за убийство миллионов животных, вдова любит приезжать к Сай Бабе и валяться у ворот ашрама в пыли. Демонстрируя свое унижение перед сотнями людей, вдова тем самым, как ей кажется, расплачивается за свои нечистые деньги. Но потом за ней приезжает белый лимузин с личным шофером, вдова встает, отряхивается, садится в элегантную машину и возвращается в свой респектабельный мир. Даршан В полшестого утра в дверь моей комнаты забарабанили: «Мадам, вставайте! Даршан!» Я подскочила, ничего не соображая со сна. За окном еще было темно, но уже мелькали тени спешащих людей и хлопали двери соседних номеров. Закутавшись в местные тряпки, я поспешила на даршан. Ашрам Сай Бабы поразил меня своими размерами, железной дисциплиной, безупречным порядком и свирепыми секьюрити. Это город в городе со своими улочками и храмами диковинных богов. Здесь есть четкий режим дня, отличная система приема гостей, приличные общежития, дешевые столовые (можно питаться на доллар в день). Несмотря на ранний час, по улицам городка двигались сотни людей. Место, где проходит даршан (появление живого Бога), представляет собой крытую веранду колоссальных размеров, богато украшенную в восточном стиле. Веранда разделена на мужскую и женскую половины. У входа мне велели разуться, сделали знак молчать, и две ловкие женщины обыскали меня с головы до ног. Видео- и фотокамеры здесь строго запрещены. Женская половина напоминает огромный курятник, где каждой курице указано свое место. Женщины сидят на полу плотными рядами в полной тишине. Всякие попытки болтовни пресекаются местными охранницами. Ожидание бога тянулось томительных три часа. Никогда не угадаешь точное время его появления. Я уже начала клевать носом, как вдруг по рядам ветром пробежало волнение. Толпа обратилась в одну-единственную вытянутую шею, а на лицах у всех застыло одинаковое идиотски просветленное выражение. Между рядами медленно двигалась красная машина, в которой, точно птица в клетке, сидел маленький старенький человечек в оранжевом балахоне с такой необъятной шевелюрой, которая сделала бы честь любой волосорастительной рекламе. Человечек был мил, даже забавен и все время улыбался. Матери поднимали на руки грудных младенцев и плакали от счастья. Старые женщины с глазами рыси впивались в Сай Бабу требовательными взглядами и сосали из него соки, точно вампиры. Машина остановилась посреди зала, Сай Баба с трудом из нее выбрался, и толпа затряслась в религиозной лихорадке. Золото из воздуха После даршана две чопорные, прокисшие русские дамы, проигравшие битву с возрастом, громко сожалели о том, что Сай Баба больше не приглашает верующих на интервью и не берет у них письма с просьбами. И никаких тебе материализаций. Я уже много слышала о материализации золотых предметов из воздуха, на которую Сай Баба великий мастер. Не хуже Дэвида Копперфилда. «Вы в самом деле это видели?» - вмешалась я в беседу. «Конечно, - подтвердили дамы. - Здесь куча народу ходит в подаренных им золотых кольцах и браслетах. Правда, золото не очень качественное - типичное индийское золото. И стиль украшений несколько вычурный. Но людям так нужны погремушки. Еще Сай Баба производит из воздуха часы, правда, фирмы Citizen, со всякими блестящими камешками». «Если он Бог, поче му б ему не материализовать «Ролекс» с настоящими бриллиантами?» - серьезно спросила я. Одна из дам смерила меня взглядом и заметила: «Я чувствую ваш сарказм, и он, наверное, оправдан. Безусловно, люди образованные сочтут это фокусами, шулерским шиком. Но как еще привлечь внимание людей темных к Богу? Вспомните Христа. Он ведь тоже позволял себе немало трюков. Возьмите его прогулки по воде и насыщение 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами. Человечество всегда нуждалось в ярких, эффектных жестах, чтобы последовать за Богом. Золото Сай Бабы - это приманка для ловли душ. И во имя святой цели все фокусы хороши». Сай-бабовцы и сай-бабистки В Путтапарти все вращается вокруг Сай Бабы - всемогущего и редко видимого. Его дух проникает повсюду, пока не превращается в навязчивую идею. Чуткая к любому изменению эмоциональной температуры, я сразу уловила атмосферу взвинченности, истерии и взаимного подогрева эмоций, которую так умело создают женщины периода после климакса. Когда с любовью к мужчинам покончено, женщины бросаются в любовь к Богу, как самоубийцы на мостовую. Их восторженное преклонение вызывает феномен воплощения божественного начала в реальном, вполне земном человеке по имени Сай Баба, и на него они обрушивают свою бешеную назойливую страсть, как когда-то обрушивали ее на мужчин. И духовным это чувство они называют из своеобразного тщеславия. Мужчины реагируют на эти женские эфемерные духовные радости гораздо более цинично: «Да это ж ущербные бабы! Сразу видно, одинокие, что-то в жизни не сложилось, и оправдание они теперь находят в любви к Богу. Мол, я теперь не просто одинокая или брошенная, а я - на духовном пути, и не где-нибудь в России, а в Индии!» Русская община Но что же здесь делают мужчины? В Путтапарти много людей праздных, привыкших скитаться по свету из любви к бродяжничеству и приключениям. Много людей думающих, которые сдаются Богу, когда жизнь их как следует пристукнет. Ашрам Сай Бабы - это своего рода Иностранный легион для побежденных и нежеланных. Здесь можно жить годами в одиночестве, и никто ни о чем тебя не спросит. Русские во всем задают тон. Их здесь слишком много - несколько сотен человек. Общаясь с ними, понимаешь, что русский - это уже не национальность, а склад ума. Русских распирает сложность собственной личности, неугомонное богоискательство и стремление к чудотворству. Они с редкой категоричностью отвергают старую веру и с чисто национальной экзальтацией принимают новую. Это удовлетворяет их пафос первопроходцев и революционеров. Над этой особенностью наших соотечественников можно смеяться, ею можно гордиться, меня лично она раздражает. Здесь в ужасающем количестве расходуется слово «духовность». Толпы бездельников целыми днями бродят по ашраму, пьют чай и рассуждают о своем духовном уровне. Как заметил один мой остроумный приятель: «Путтапарти - прекрасное место, только люди все портят». Можно только поражаться творческой способности русских так активно действовать в пустоте. И во всем они видят руку Сай Бабы. Он господствует над всем, все затмевает, диктует действия, связывает совесть и развязывает привязанности, управляет мыслью и физиологическими потребностями. У меня от природы слишком много здравого смысла. И когда образованные люди доказывают мне, что дизентерия, которую я немедленно подхватила в этом святом месте, - это духовная чистка организма, я прихожу в ярость. «Значит, то, что я целыми днями сижу в туалете, это влияние вашего Сай Бабы?» - как-то спросила я Кирилла, неофициального главу русской общины. «Конечно, - не задумываясь, ответил он. - Плюнь ты на понос! Если ты попала в Индию, ты свое получишь. Микробы не существуют. Это все выдумки ученых». Кириллу за пятьдесят, он доктор физико-математических наук, имеющий несчастную привычку все объяснять и разлагать на части даже собственные чувства. Мысли у него на редкость извилистые, а свое пребывание в ашраме он объясняет мистическими причинами и божественным промыслом. История его прихода в ашрам - классический кризис среднего возраста. Безумная влюбленность в сорок лет в молоденькую девочку, свою студентку, развод с любящей и верной женой, скоропостижный брак с новой любовью и несколько лет счастья. Далее - нестандартный поворот. Молодая жена заводит роман с его же взрослым сыном и рожает от него ребенка где-то в Латинской Америке. Короче, шекспировские страсти. Но Кирилл в таком повороте событий видит лишь руку Сай Бабы, который развязал его с земными привязанностями таким болезненным образом и привел его в ашрам, где можно познать совершенный вид любви - любовь к Богу. «Ты хочешь сказать, что Сай Баба развел тебя с первой женой, отобрал твою последнюю страсть к юной девочке и рассорил с собственным сыном, одним словом, провел тебя через все круги ада, чтобы ты полюбил этого Бога-самозванца?! «Сай Баба как-то сказал: «Я обделил вас родительской любовью, здоровьем, человеческим счастьем, чтобы вы пришли ко мне», - заметил Кирилл. «Какой жадный Бог! - недобро засмеялась я. - Почему же ты в своих страданиях не утешился религией Христа?» «Я отвечу тебе словами одного ламы, которого пытались заинтересовать другой религией: «Находясь в одном заблужденье, не хочу попадать в другое заблужденье». Так и я держусь за свою иллюзию». - «Послушай, но тебя здесь окружает столько людей, по которым просто плачет сумасшедший дом». - «Однажды я сидел на даршане, смотрел на своих соседей и думал: «Боже мой! Это же сборище идиотов! Что я здесь делаю? Вот приду в храм сегодня ночью и повешусь, а утром меня найдут. И вдруг увидел книжку, которую читал мой сосед-англичанин, и в глаза мне бросилась фраза: «Ты должен жить». Я решил, что это приказ». Бегство от сумасшествия Ашрам Сай Бабы в самом деле серьезное испытание для психического здоровья. Вирус сумасшествия плодится и множится. Вас окружают люди, которые твердят о том, что у них открылся третий глаз, что они состоят в виртуальной переписке с Сай Бабой, который подает им тайные знаки, что все детали внешнего мира и движение неодушевленных предметов - это сложный код, комментарий по их поводу, и вся Вселенная разговаривает с ними через азбуку Морзе. В атмосфере невидимо, как радиоволны, распространяется внушение массовой идеи, и естественным рефлексом человека является отнюдь не самоутверждение, а капитуляция перед мыслями большинства. Представьте себе, что вы, здоровый человек, попадаете в сумасшедший дом и все больные с энтузиазмом начинают доказывать вам, что это не они, а вы больны. Через пару-тройку дней вы совершенно уверитесь в том, что все вокруг здоровы, а вы законченный псих. Особенно усердствовали женщины. Наивные и жестокие, как все фанатики, неистовые в своей любви к Богу до потери способности соображать, они доказывали мне, что не простой случай привел меня сюда, что Сай Баба уже начал надо мной свою тайную работу, что скоро я начну получать от него приказы на ментальном уровне, которых нельзя ослушаться, и приводили мне в пример одного русского, который не послушался живого Бога и удавился в своей комнате от тоски. Кошмары преследовали меня не только днем, но и ночью. Сны мои были ярки и тяжелы. Однажды ночью мне приснились Сай Баба в своем безумном оранжевом балахоне и одна старая русская дама, которая писала письмо под его диктовку. В этом письме он приказывал мне остаться в ашраме. Тело мое внезапно стало легким и словно приподнялось над кроватью. Я проснулась в холодном поту и застонала: «Водки мне, водки!» Но в этом гиблом месте не найти и капли алкоголя. «Тогда святой воды!» - заплакала я в темноту, как будто кто-то мог мне ответить, и в тот момент поняла, что надо тикать из ашрама, пока цел мой рассудок. На следующий день я упаковала багаж и уже через несколько часов была в Бангалоре, в шумном современном городе. Вечером я вусмерть напилась в баре шикарного отеля с двумя толстыми американскими бизнесменами. Они были тупыми, как пробка, напористыми, как бульдозер. Но эти прожженные дельцы с их трезвыми материалистическими умами только посмеялись над моими смутными сомнениями и страхами, сразу вернув меня на землю. P. S. Белые люди, живущие в Индии, - авантюристы интеллектуального порядка. Когда-то очертя голову они пустились на поиски правды и прошли немалый путь. Только вот вопрос: продвинулись ли они хоть на шаг? Духовное опьянение - приятная штука, но и в этом случае не избежать похмелья. И не является ли в конце концов жизнь бесплодными поисками чего-то, что никогда не будет найдено? Шекспир однажды написал: «Жизнь... это повесть, которую пересказал дурак: в ней много слов и страсти, нет лишь смысла».