Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды10 февраля 2016 5:35

«Эликсир» русской дикости

В программу Берлинского фестиваля в этом году вошло две отечественные картины [видео]
Фрагмент кинокартины молодого режиссера Даниила Зинченко "Эликсир".

Фрагмент кинокартины молодого режиссера Даниила Зинченко "Эликсир".

А в прошлом году их было рекордное количество: вместе с короткометражными 7 отечественных картин! Впрочем, я бы не спешил списывать все на политическое похолодание: в 2014 году на Берлинале и вовсе была показана лишь одна российская короткометражка. Как бы там ни было, в главном конкурсе в этом году отечественные кинематографисты не участвуют.

В официальную программу, причем едва ли не в самую интересную ее часть - поисковый, экспериментальный "Форум" — вошла картина молодого режиссера Даниила Зинченко и продюсеров Андрея Сильвестрова и Тихона Пендюрина "Эликсир", чья национальная премьера состоялась в конкурсе кинофестиваля "Движение" в Омске, программным директором которого является ваш покорный кинообозреватель. Факт отбора говорит о том, что из России мировому актуальному кинопроцессу интересна прежде всего вопиющая, на грани партизанщины, дикость и оригинальность.

Фильм Зинченко, в котором действуют бродячие мифологемы "русского мира" (космонавты, партизаны, ученый, изобретающий эликсир бессмертия), в котором аукаются идеи русского космизма и русского авангарда, - именно та "дичь", что днем с огнем не увидишь нигде, кроме России. В отличие от аккуратных попыток следования в фарватере западного "артхауса" или, тем более, манерностей Садового кольца - все это в мире видели не раз и не два, и в куда "более лучшем" воплощении. "Эликсир", если и вызывает какие-то киноассоциации, то прежде всего с работами тайского лауреата Канн Апичатпонга Верасетакуна и других представителей "азиатского экстрима", работающих на стыке кино и современного искусства, видеоинсталляции. В первой же сцене «Эликсира» бассейн и экран заливает вязкая черная жидкость, в которой трудно не предположить нефть. Так актуальное искусство оказывается актуальным сразу во всех смыслах.

Фильм "Эликсир", если и вызывает какие-то киноассоциации, то прежде всего с работами тайского лауреата Канн Апичатпонга Верасетакуна.

Фильм "Эликсир", если и вызывает какие-то киноассоциации, то прежде всего с работами тайского лауреата Канн Апичатпонга Верасетакуна.

В конкурсе кино для подростков «Generation 14+» участвует картина Михаила Местецкого «Тряпичный союз» - это изобретательно, энергично, грамотно сделанное кино, наоборот, отлично укладывается в представления о «приличиях», и потому не пошло дальше детской программы. История домашнего мальчика Вани, на дачу к которому вваливается сразу трое мини-Тайлеров Дарденов, принимающих его в свою мини-организацию «Тряпичный союз», после чего жизнь хорошиста меняется до неузнаваемости, а даче приходят кранты, вызывает стойкие ассоциации с «Бойцовским клубом» Дэвида Финчера, вышедшим, заметим, в 1999 году.

Кадр из картины "Тряпичный союз"

Кадр из картины "Тряпичный союз"

«Тряпичный союз» - корректная, подростковая лайт-версия этой достаточно взрывной, во всех смыслах и особенно по тем временам, экранизации романа Чака Паланика. Ни эстетически, ни политически российский фильм нисколько не экстремален, лишен какой бы то ни было подрывной силы, его можно смотреть вместе с бабушкой. Но энергии и обаяния молодых актеров Василия Буткевича, Александра Паля, Ивана Янковского, Павла Чинарева и Анастасии Прониной даже бабушка не сможет не оценить.

КСТАТИ

Наши в Берлине

Берлинское золото мы брали дважды: в 1977 году его удостоилось «Восхождение», военная драма Ларисы Шепитько по повести Василя Быкова, и ровно 10 лет спустя, в период перестроечной эйфории - снятая с «полки» картина Глеба Панфилова «Тема». В 2010 году сразу двух призов удостоилась картина Алексея Попогребского «Как я провел этим летом» - за актерскую и операторскую работы. В прошлом ходу премии удостоились операторы фильма Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками».