Премия Рунета-2020
Челябинск
+15°
Boom metrics
Политика26 апреля 2015 22:00

Военные летчики: «В отличие от американцев, мы не станем капризничать из-за кока-колы»

Корреспондент «КП» провел день с летчиками авиабазы «Шагол» и выяснил, от кого именно они защищают небо
Военные летчики: «В отличие от американцев, мы не станем капризничать из-за кока-колы»

Военные летчики: «В отличие от американцев, мы не станем капризничать из-за кока-колы»

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Господствующий на аэродроме шквалистый ветер пронизывает насквозь. Он пробивает куртку и заставляет зубы стучать. Сильнее него лишь стремительные фронтовые бомбардировщики Су-24М, которые выстроены в ряд вдоль бетонированной взлетной полосы. Ежедневно эти махины с ревом срываются с места и мчатся «патрулировать» небо.

У каждого самолета есть свой характер и имя. Первый борт летчики называют «копейкой», одиннадцатый — барабанными палочками, а 24-й, с нарисованным на корпусе орлом — Турук Макто. Потому что он, как упрямая птица из голливудского «Аватара», вечно брыкует.

АДРЕНАЛИНОВЫЕ ПОЛЕТЫ

Самое грозное прозвище самолету дали американские военные. В ВВС США «сушку» кличут «фехтовальщиком». Только она способна нестись со скоростью 1200 километров в час на высоте в 50 метров, прорывать ПВО противника и точно скидывать боеприпасы на цель. В мире нет другого фронтового бомбардировщика, который колол бы больнее.

— Наш самолет хоть и тяжелый, но достаточно маневренный, — кричит мне сквозь шквалистый ветер на аэродроме командир авиационной эскадрильи, подполковник Дмитрий Карнаухов. — При желании на нем можно делать фигуры сложного пилотажа: «мертвую петлю» или «переворот». В 2018 году летчиков нашего аэродрома должны пересадить на новенькие Су-34. У них хороший бортовой комплекс радиоэлектронной борьбы, который делает «слепыми» корабли и локаторы противника. Они могут летать в стратосфере и вести воздушный бой. Знающие люди говорят — это все равно что с «Жигулей» на «Мерседес» пересесть. Но Су-24 нет равных на малых высотах, так что при грамотной модернизации они еще повоюют!

Старший летчик Алексей Федоров не лихачит на авто и не кутит на вечеринках

Старший летчик Алексей Федоров не лихачит на авто и не кутит на вечеринках

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Дмитрию Карнаухову 36 лет. Он солдат «старой школы», заставший времена, когда российская авиация катилась в преисподнюю. Самолеты стояли в ангарах, а выпускники ведущих военных вузов годами ждали полетов.

— Есть поговорка: то, что нам было по плечу, нынешнему поколению — поровну, — смеется подполковник. — Раньше летали лучшие из лучших, а сейчас раз ты закончил вуз и получил распределение в часть, то работа в небе тебе гарантирована. Мы стараемся менять отношение, зажигать в лейтенантах искру. Наша профессия особенная. Каждый полет — не только тяжелая работа, но еще романтика и кайф. Может и правда все мы немножко адреналиновые наркоманы.

СОРВИГОЛОВЫ ОСТАЛИСЬ В ПРОШЛОМ

Современные летчики, как совершенные «машины», которые фактически не дают сбоев. В подготовку одного «бомбера» государство вкладывает до миллиона долларов. Они могут нестись на «сушках» на высоте 25 метров, когда деревья под ногами напоминают «зеленый ковер», и ничего не видно. При этом профи умудряются пускать ракеты в цель с точностью до метра.

— Мы приучаем новичков заходить на полигон секунда в секунду, — рассказывает командир авиационного звена, майор Денис Хитров. — Если ты опаздываешь на 20 секунд, то получаешь за полет тройку. На двойки «бомберы» не летают. Каждая минута это перемещение наших войск. Если ты задержался, то рискуешь скинуть бомбу на своих.

Подполковник Дмитрий Карнаухов: С боеприпасами над населенными пунктами мы вообще не летаем

Подполковник Дмитрий Карнаухов: С боеприпасами над населенными пунктами мы вообще не летаем

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Авиационная среда выплевывает непрофессионалов. Контроль за полетами предельно жесткий. За любое отклонение от прописанного задания получишь по шапке. Сорвиголовы и воздушное хулиганство ушли с эпохой 90-х. Тогда пилот мог сделать «бочку» над городом, чтобы удивить супругу, или максимально снизиться над пастбищем и попугать коров.

Сегодня все держатся за репутацию. Зарплата военных летчиков начинается от 60 тысяч рублей и достигает 150 тысяч. Никто не хочет из-за глупости получить увольнение с «волчьим билетом».

— Я до всех штурманов довожу простую мысль: если летчик сказал, мол, сейчас я покажу, на что способен, срочно его останови! — признается подполковник Дмитрий Карнаухов. — Любая авария из-за самоуверенности ставит крест на твоей карьере.

Самолет хоть и тяжелый, но достаточно маневренный

Самолет хоть и тяжелый, но достаточно маневренный

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

В быту «властелины неба», разгоняющие машины почти до скорости сверхзвука, ведут тихую жизнь представителей среднего класса. В ней нет места дорожным гонкам на скоростных японских байках и шумным алкогольным вечеринкам с девочками. Экстриму военные предпочитают рыбалку по редким выходным и прогулки с домашним лабрадором.

— Мелочей нет, перед полетами требуется выспаться, — считает майор Денис Хитров. — Каждый летчик должен чувствовать самолет и приближение земли. Это когда полосу с кабиной разделяют три метра, и ты пятой точкой ощущаешь бетон. Тот, кто не чувствует землю, отсеивается из авиации еще во время учебы. Я знаю, звучит ненаучно, но чистая правда! Немцы даже эксперимент ставили. Как-то асу Люфтваффе обкололи ягодицы новокаином. Он нормально взлетел, вернулся, но при посадке разбился насмерть. Не стоит недооценивать пятую точку!

НЕ СЯДЕТ САМОЛЕТ — СЯДЕТ ТЕХНИК

3 февраля 2012 года — один из самых черных дней в истории «Шагола». Утром на аэродром приехали форварды «Трактора» Константин Панов, Макс Якуценя и Антон Глинкин. Они примерили костюмы пилотов, сфотографировались в кабинах «сушек» и оценили системы радиолокации. Экскурсию хоккеистам лично устроил экс-командир авиабазы Николай Гостев. Через пару часов его Су-24М развалился в воздухе на две половинки и рухнул в озеро Большой Кошкуль. Экипаж успел катапультироваться, но пошел под суд. Поскольку, по версии следствия, именно ошибки пилотов привели к авиакатастрофе и ущербу в 173 миллиона рублей. Впрочем, экспертиза выявила техническую неисправность бомбардировщика. Николай Гостев был оправдан.

Каждый полет — не только тяжелая работа, но еще романтика и кайф

Каждый полет — не только тяжелая работа, но еще романтика и кайф

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Падения «сушек» в России — не редкость. С 2010 года произошло 7 крупных аварий. Последняя резонансная трагедия случилась в феврале в Волгоградской области. Бомбардировщик рухнул вблизи аэродрома «Мариновка», экипаж борта погиб.

— Су-24 считается технически сложным самолетом, — размышляет подполковник Дмитрий Карнаухов. — Часто аварии происходят из-за человеческого фактора, но порой подводит техника. Наши командиры в училище шутили, что настоящие летчики должны быть тупыми и смелыми. Мы действительно находимся в зоне риска. Некоторым «сушкам» по 30 лет. Самолеты старые, но это не значит, что их ресурс выработан. Перед каждым полетом досконально проверяются узлы, двигатели, масла. Есть поговорка: не сядет самолет — сядет техник.

Аварии с участием летчиков «Шагола» в 2012 году обострили противостояние между челябинцами и Министерством обороны. Общественность требовала убрать авиабазу подальше от мегаполиса. Ведь если рухнет бомбардировщик с начиненной боеголовкой — полрайона взлетит на воздух.

Некоторым «сушкам» по 30 лет. Самолеты старые, но это не значит, что их ресурс выработан.

Некоторым «сушкам» по 30 лет. Самолеты старые, но это не значит, что их ресурс выработан.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

— Некоторым не нравится, что мы «шумим». Чем же вы думали, когда думали строить коттедж у военного аэродрома? — задается вопросом Дмитрий Карнаухов. — Мы и так задрали глиссаду, перестали использовать напряженные режимы. А с боеприпасами над населенными пунктами мы вообще не летаем. Гражданским не о чем беспокоиться!

Военные летчики – небесный карательный отряд современной России. При необходимости они немедленно поднимутся в воздух и уничтожат стратегические пункты противника. Для идеального выполнения задания необходимо держать себя в форме. Отсюда постоянные тренировки и вылеты.

Несмотря на почти механизированный профессионализм, летчики остаются большими романтиками. Они постоянно рассказывают о золотистых облаках, по которым скользят лучи солнца, и городе, похожем на огромную светящуюся сороконожку.

Су-24М для пилотов вовсе не бездушные летающие железяки, а нечто живое, испытывающее чувства и привязанность.

– Наш самолет чем-то похож на беркута, – улыбается Денис Хитров. – Он тоже расправляет крылья и несется к цели без сомнения и страха.

«МЫ СЛУЖИМ НЕ ЗА ДЕНЬГИ, А ЗА ИДЕЮ»

В финале культового фильма «Топ Ган» молодые американские летчики легко разобрались с секретными советскими истребителями. На деле киношный вымысел далек от реальности.

Российская авиация окончательно пережила смутное время. Наши «МиГи» и «сушки» не уступают вооружению США, а у летчиков нет проблем с тренировками.

Майор Денис Хитров: Американцы служат за деньги, а мы - за Россию

Майор Денис Хитров: Американцы служат за деньги, а мы - за Россию

Фото: СОЦСЕТИ

— Сложно сказать, чья школа лучше — наша или американская, — резюмирует Денис Хитров. — У западных коллег есть боевой опыт в Ираке, Иране, Афганистане и Ливии, но, по большому счету, с серьезным соперником они не сталкивались. Понимаете, они служат за деньги. Им кока-колу не дай, так они в атаку не пойдут. Отсюда рапорта на увольнение экипажа американского эсминца Дональд Кук после встречи с Су-24. Видите ли, перенервничали. Наши летчики берут стержнем и характером. Невыполнимых задач для нас нет. Потому что служим мы за идею и Россию.