Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Дом. Семья31 марта 2015 22:00

Захар Прилепин «Не чужая смута. Один день, один год»

АСТ, 2015

Это новая книга публицистики, иногда обжигающе горячей, вышедшей из-под пера, а точнее, клавиатуры Захара Прилепина, писателя и музыканта (Прилепин только что записал вместе с Константином Кинчевым, Александром Ф. Скляром и Дмитрием Ревякиным альбом «Охотник», состоящий из 13 песен). «Не чужая смута» посвящена украинско-русской трагедии 2014 года. Репортажи, хроника событий, путевые очерки из поездок по Новороссии - семь объемистых глав в хронологической последовательности - тесно переплетены с размышлениями о русской истории, русской культуре и русском мире вообще и в принципе.

«Книга расскажет обо всем, что я увидел и что надумал за год про Украину и Новороссию, - рассказал нам писатель. - Я старался быть спокойным и взвешенным, попытался проанализировать и философски осмыслить. Это не будет бомба - бомбы я не хочу. Время охвата - один год. Контекст - наша общая история, русский мир во всех своих аспектах, боль за «не чужую смуту».

Что-то из этой книги мы читали в Сети и в «Комсомолке» - в виде постов и кусков эссе. Но то было молниеносно, порой чересчур эмоционально. Сейчас - улеглось в целостную картину, насколько это вообще возможно при такой крохотной дистанции во времени. Но рецептов спасения в книге не будет, и боль никуда не делась. Она ощутима. Прилепин говорит, что очень любил Киев, часто туда ездил и вот эти «тектонические» сдвиги в истории, и раздвоение Украины чувствовал еще задолго до майдана. А еще - и это звучит шокирующе - Захар сравнивает новую книгу с записками «из морга или родильного дома». Написаны эти очерки, конечно, прекрасно, но, черт возьми, как-то пессимистично Захар настроен. Уже в самом начале заявляет: «Нет смысла отвечать за чужую историю, но про свою мы теперь в очередной раз знаем точно - у нее нет «прогресса». Само это слово смешно и надуто, как воздушный шарик. Прикоснись острым - и он лопнет, детям на смех. Разве может быть «прогресс» у вечности? Крутись, карусель».

История, дорогая, давай мы всей страной постараемся не быть каруселью! И Прилепин напишет новую, радостную, книгу о том, что у двух наших братских стран с общим прошлым еще будет общее будущее. Ну а пока Захар дописывает еще одну книгу - о советских поэтах Луговском, Мариенгофе и Корнилове.