Премия Рунета-2020
Брянск
+9°
Boom metrics
Общество3 октября 2012 22:00

В 30-е годы по Брянску ездили извозчики, а в 50-е по улицам ходили коровы

Каким увидел наш город 80 лет назад Валентин Динабургский
Нашему городу в книге «Мгновений вечности» посвящена не одна страница.

Нашему городу в книге «Мгновений вечности» посвящена не одна страница.

Фото: Елена РАКОВА

27 июля Валентин Давыдович отметил свой 90-летний юбилей. А недавно вышла в свет его новая книга воспоминаний – о прошедших годах, людях, с которыми довелось встретиться, о Брянске, который стал писателю родным.

- За свои 90 лет я столько пережил, столько увидел, а держать в себе накопленный опыт не просто. Мне захотелось поделиться своими воспоминаниями с читателями, чтобы и они могли окунуться в атмосферу старого Брянска. И я рад, что смог воплотить свой замысел, - рассказал писатель корреспонденту «КП».

- Насколько трудно было собрать в одну книгу всю свою жизнь?

- Книга, действительно небольшая, всего около 180 страниц, поэтому пришлось выбирать самое интересное, но многое осталось, так сказать, «за кадром». Я старался, чтобы читатели почувствовали, что это не только мои воспоминания, но и воспоминания их родителей...

- Валентин Давыдович, не собираетесь ли вы написать продолжение этой книги?

- Как я уже сказал, многое из задуманного не вошло в окончательную редакцию. И мне бы хотелось написать продолжение, потому что я чувствую, что сказал еще не все…

Нашему городу в книге «Мгновения вечности» посвящена не одна страница. Валентин Динабургский с родителями и двумя сестрами Галей и Мурой впервые приехал в Брянск летом 1930 года, и было ему тогда всего лишь восемь лет. С разрешения автора мы публикует отрывки из воспоминаний «Мгновения Вечности».

Так в середине прошлого века выглядел нынешний проспект Ленина. В начале 50-х через Судки перекинули деревянные мосты. А в 1962 году вместо мостов военные строители насыпали дамбы. И тогда эта улица стала центральной.

Так в середине прошлого века выглядел нынешний проспект Ленина. В начале 50-х через Судки перекинули деревянные мосты. А в 1962 году вместо мостов военные строители насыпали дамбы. И тогда эта улица стала центральной.

30-е годы

«Подсолнухи росли, скворечников было много...»

...Еще полвека назад на Набережной, за понтонным мостом, была железнодорожная ветка и станция: когда не было разлива, там ходили поезда. Вот на этой самой станции, за мостом мы и высадились летом 1930 года, вместе со своими узлами. Перешли по мосту и оказались в центре города…

…Никаких автобусов тогда в Брянске не было. А там, где теперь аптека, внизу бульвара Гагарина, была стоянка извозчиков. ...Что такое асфальт, тогда в Брянске тоже еще не знали: дорога была булыжная, трясло будь здоров, а из подкованных копыт летели снопы искр, это было видно даже днем!

...Довоенный Брянск был совершенно не похож на нынешний. Население перевалило за 50 тысяч, но вид оставался такого уездного, провинциального городишки, разбросанного на большой площади. В центре стояло несколько общественных зданий, в 3-4 этажа, и три пятиэтажных жилых дома, их называли «дома специалистов», а дальше, до самых окраин, простирался частный сектор. Очень зеленый был город, много садов, у всех палисадники, в них много цветов. Подсолнухи росли, скворечников было много. Булыжные мостовые по центральным улицам, а тротуары местами грунтовые, местами деревянные (большей частью поломанные). Через овраги никаких лестниц и настилов не было – просто стежки, по которым после дождя ходит было невозможно. Деревянные столбы, уличное освящение очень плохое: такие ржавые электрические «тарелки» висели – как правило, с разбитыми лампочками. Водопровод, конечно, был, и канализация, наверное, кое-где была...

Такой была улица Фокина (вид с Набережной) до революции. Тогда она называлась Комаровской (или Комаревской) горой. После революции до 1966 года эта улица носила имя Ленина.

Такой была улица Фокина (вид с Набережной) до революции. Тогда она называлась Комаровской (или Комаревской) горой. После революции до 1966 года эта улица носила имя Ленина.

Воду из Десны можно было пить без опаски

…Там, где сейчас стадион, был базар, стояли обгрызенные голодными лошадьми коновязи. Основной базар был внизу, около собора, а здесь небольшой. Рядом находилось закрытое кладбище, на котором тайком еще делали подзахоронения, не зная о том, что через несколько лет там камня на камне не останется. Оно было ограждено дощатым забором, побеленным мелом. А в 1936 году на его месте открылся парк.

Достопримечательностью того времени были заводские гудки. Первым в 7 утра гудел Брянский Арсенал, минут 5-7, у него был такой резковатый гудок. Из Брянска хорошо были слышны гудки Бежицкого завода, его звук был более бархатистый.

Что хорошо – чистая, широкая Десна с хорошим течением. Вода была настолько чистая, что ее можно было пить прямо из реки, не опасаясь за здоровье, а в глубину дно просматривалось как минимум метра на два. Осенью и весной, в половодье, ходили два пароходика (один из них, помню, назывался «Пионер») – маленькие пароходики, но гудок у них был солидный. Там, где сейчас «Дружба», как я уже говорил, был базар; там же была и пристань. Вторая пристань была недалеко от Брянска-I – казалось бы, недалеко, но пароходик от базара до нее шлепал целых 45 минут.

За Десной была железнодорожная ветка, проходившая по заливным лугам. Когда паровоз шел, шпалы ходили ходуном, как клавиши у рояля – мы, все мальчишки, любили смотреть на это зрелище…

Так выглядела Петровская гора в 30-е годы. Горне-Никольская церковь сохранилась до сих пор.

Так выглядела Петровская гора в 30-е годы. Горне-Никольская церковь сохранилась до сих пор.

В «Соловьях» собирали орехи

...Мы переехали на Урицкий – тогда это был самостоятельный рабочий поселок между Володарским поселком (Брянск-I) и Бежицей, примерно, где теперь бульвар Щорса.

…По Десне часто ходил лесосплав, чаще всего молевый, т.е. не увязанные плоты, а отдельные бревна. Когда мы уходили гулять в Соловьи, нашей излюбленной игрой было – перебежать по этим бревнышкам на другой берег…

…Горная часть Соловьев представляла собой настоящий лес, где росло очень много орехов, мы их там собирали. Там же, в Соловьях, в дубовой роще, находился спортивный клуб, где занимались дельтапланеризмом. Был у них единственный планер, но чтобы он когда-нибудь летал – я не видел. А у нас на Урицком поселке, ближе к Воровскому, стояла парашютная вышка. Я все мечтал оттуда прыгнуть с парашютом и даже дважды на нее поднимался, держа в руке заветные 30 копеек…Но прыгнуть так и не решился, ведь мне всего лет 9-10 было...

На этой фотографии Валентину Динабургскому 10 лет.

На этой фотографии Валентину Динабургскому 10 лет.

50-е годы

«Абсолютно сельский был пейзаж…»

...В 1958 году, когда мы с Наташей (жена Валентина Давыдовича – Авт.) вернулись в Брянск на постоянное место жительства, город по-прежнему нес печать патриархальной провинциальности, хотя и асфальт уже был на центральных улицах. Коровы ходили по центру! Мы жили на улице Полевой (нынешняя Ромашина), недалеко от стадиона, и мимо нас ходило стадо в Нижний Судок. Поросята визжали, гуси паслись – абсолютно сельский был пейзаж.

Самым заметным и самым значимым явлением по благоустройству послевоенного Брянска стала замена деревянных мостов через Судки на дамбы. Мосты эти строили саперные части в первые послевоенные годы, они не были рассчитаны на длительную службу и довольно быстро пришли в негодность. Дамбы стали гораздо более долговечным сооружением, но их постройка нарушила городскую экологию – правда в то время это никого не волновало. В дамбах должны быть предусмотрены арки, чтобы сквозь них проходили большие потоки воздуха: ведь Судки – это же легкие города! А сделали лишь маленькие отверстия для водостока...

Первые троллейбусы

...Ну, а второе явление – это запуск троллейбуса! Было до этого, кажется, два автобусных маршрута, по которым ходили маленькие такие автобусы, даже не знаю, куда именно: я никогда на них не ездил, - вот и весь транспорт. Запуск троллейбуса был таким же неординарным явлением, каким сегодня стало бы, например, открытие в Брянске метро.

…Вдоль центральных улиц понемногу вырастали кирпичные дома – сначала двух-трехэтажные, а потом и повыше. Самой заметной стройкой в центре города стало возведение ЦУМа на месте маленького деревянного ЗАГСа. Понемногу преображались все уголки города, особенно активно этот процесс пошел в 60-е годы.

Но не все старания городских властей по обновлению облика древнего города можно сегодня назвать удачными. Под снос попали многие старинные дома, красивые купеческие особняки, и самое главное – соборы: главный городской собор на Набережной и Ильинский собор на Петровской горе, который мы знали как кинотеатр им. Демьяна Бедного...

Кафедральный собор на Набережной. До революции эта улица называлась Московской, а потом стала носить имя Калинина. Собор взорвали в 1968 году.

Кафедральный собор на Набережной. До революции эта улица называлась Московской, а потом стала носить имя Калинина. Собор взорвали в 1968 году.

Как взрывали Кафедральный собор на Набережной

...Собор на Набережной мне был знаком очень хорошо, поскольку я туда регулярно ездил на своем мотоцикле в контору «Главснабсбыт» - выпрашивать краску и другие необходимые материалы для своего парка. Теперь часто говорят, что собор после войны находился в аварийном состоянии и его было просто необходимо снести, но я помню другое. После того, как кинотеатр «Октябрь» в сороковые годы переехал из собора в новое, ныне уже тоже не существующее здание, собор разделили на множество мелких комнатушек, по которым ютилось около 200 разных организаций. Ни о каком аварийном состоянии и речи не было, и вдруг возникло это варварское решение – собор взорвать.

Незадолго до рокового дня я обошел вокруг собора, на котором на ржавом гвозде болталась табличка «Охраняется государством». В добротной кирпичной кладке я насчитал 260 шурфов, просверленных для закладки динамита. Я пошел на почту и молнией дал Фурцевой (тогдашнему Министру культуры СССР) телеграмму: «В Брянске готовится к взрыву кафедральный собор 1876 года постройки, хотя он охраняется законом». Фурцева отреагировала быстро – не она, конечно, а ее канцелярия: дали телеграммой в горсовет распоряжение отложить взрыв до приезда комиссии из Москвы. Но наши городские власти не стали менять свои планы, а телеграмму подделали, как будто она пришла уже после взрыва. Потом выяснилась моя причастность к этому делу, и мне был нагоняй за то, что лезу куда не следует...

СПРАВКА

Валентин Динабургский родился в 1922 году на Черниговщине. В 1930 году семья переехала на Брянщину. В июне 1941-го из Брянска ушел на фронт, в 1958-м, после демобилизации, сюда же и вернулся. В 60-х годах основал уникальный парк деревянных скульптур, ставший впоследствии парком-музеем. Автор более 30 книг. Заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России, лауреат областной литературной премии имени А.К.Толстого «Серебряная лира».

А это здание Увд на проспекте Ленина. В таким виде мы его знаем с 1949 года.

А это здание Увд на проспекте Ленина. В таким виде мы его знаем с 1949 года.

Так выглядела Набережная 40 лет назад. Недалеко от этого места в 60 -70-е годы был рынок.

Так выглядела Набережная 40 лет назад. Недалеко от этого места в 60 -70-е годы был рынок.

А так в 60-е годы прошлого века выглядел стадион "Динамо".

А так в 60-е годы прошлого века выглядел стадион "Динамо".

Такой была площадь Ленина в середине 60-х годов. Кстати, еще без памятника Ленину.

Такой была площадь Ленина в середине 60-х годов. Кстати, еще без памятника Ленину.